«Пена дней»: сказка без счастливого конца
Любая фантазия становится реальностью, любое желание тут же исполняется. В мире молодого, богатого и беспечного Колена праздник не заканчивается никогда. Его дом наполнен светом, у каждого предмета своя маленькая жизнь: дверной звонок превращается в жучка и ползает по квартире, раздражая всех своим неистовым треском, а ботинки, как собачонки, тявкают и торопятся попасть на улицу. Мышка, полноправная обитательница жилища, помогает по хозяйству Николя, адвокату и повару главного героя. Николя, готовя Колена к вечеринке, ставит пластинку Дюка Эллингтона и учит его танцевать модный танец «скосиглаз», для которого нужны невероятно длинные ноги. Лучший друг повесы Шик, не такой обеспеченный, как сам Колен, и потому вынужденный работать инженером, с пугающей одержимостью скупает в магазинах книги Жана-Поля Партра (читай «Сартра»).
Экранизация романа Бориса Виана «Пена дней» в исполнении французского режиссера Мишеля Гондри точно передает атмосферу конца 40-х гг. в послевоенном Париже, хотя и представленную в более современном варианте: общая эйфория передается каждому жителю, на вечеринках правит джаз, а молодые люди заучивают наизусть экзистенциальные книги.
Конечно, любовь становится центральной темой фильма-романа. Колен, пожелавший влюбиться, встречает в гостях у знакомой очаровательную девушку Хлою. Мишель Гондри рисует картину счастья двух молодых людей, полную чудес: они летают на облаке, прикрепленному к строительному крану, не только над городом, но и по его улицам, гуляют в железнодорожном туннеле, в котором обитают множество птиц. Свадьба Колена и Хлои – апогей их чувств, которые настолько сильны, что герои могут даже менять погоду. Но болезнь Хлои, в легком которой появляется кувшинка, нарушает хрупкое равновесие жизни героев, смывает всю «пену» с их существования.
Одри Тоту, которая так часто появляется в современных французских фильмах, живо передала в своем образе все черты характера Хлои: эмоциональность, легкость, но и силу воли, храбрость, которые проявляются во время ее затянувшей болезни. Ромен Дюрис в роле Колена остался несколько поверхностным, хотя это, скорее, черты героя, сдавшегося перед трудностями, чем недостаток актерской работы. Игра Гада Эльмалеха и Омара Си, сыгравших Шика и Николя, заставляет поверить в реальность их образов, одновременно и трагичных, и комичных.Как этап в творчестве Мишеля Гондри «Пена дней» продолжает традицию картины «Наука сна». Воображаемая реальность создается с помощью подручных средств: картона, ткани, резины, клея, ножниц и гвоздей, что резко контрастирует с привычными многим голливудскими спецэффектами. Созданные Гондри конструкции – не попытка вписать несуществующее в действительность, а аллегории и метафоры, призванные передать какое-либо событие посредством художественного образа. Снежинка, залетевшая с улицы в легкие Хлои, покрывает их кристалликами льда – так режиссер сообщает зрителю о том, что Хлоя заболела. Мишель Гондри использует эту технику и для смягчения жестокой действительности: он заменяет расползающееся пятно крови простым лоскутком темной материи.
Досмотрев фильм до финальных сцен, обнаруживаешь перед собой черно-белую картинку, хотя изначально фильм был цветной. Постепенное снижение насыщенности красок – оригинальный режиссерский ход. Вместе с цветом не только радость уходит из жизни Хлои и Колена, но и сама человеческая сущность покидает героев. Хлоя отчаивается выздороветь и срывает свою досаду на окружающих, а Колен, с самого начала боявшийся потерять ее, опускается. Ничего в Колене не остается от того молодого человека, который предстает перед зрителем в начале фильма. Он перестает бороться, а значит и жить, как и его жена.
Фильм «Пена дней» рассказывает о том, как мечтатели, парящие в облаках, вынуждены спуститься на землю и столкнуться с жестокостью, несправедливостью и другими пороками настоящего мира, который, как хищный зверь, «пожирает» их души.
Те, кто уже успел посмотреть фильм, по-разному отнеслись к нему. Как всегда, основным доводом и противников, и сторонников режиссера стал его стиль монтажа. Мишель Гондри, режиссер фильмов «Вечное сияние чистого разума» и уже упоминавшейся картины «Наука сна», известен не только своими самодельными спецэффектами, но и «клиповым» монтажом, свойственным короткометражным фильмам. Фильм «Пена дней», подобно предыдущим работам, состоит из коротких, ярких эпизодов, и зачастую между ними нет плавного перехода. Многие зрители негативно относятся к такой подаче картинки, а те, кто ценит в кино, в первую очередь, эмоциональную составляющую, напротив, восхищаются фильмами Гондри. А вам понравилось новое творение Мишеля?