Сергей Собянин: Отличников больше. / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Сергей Собянин: «Москва требует серьезной централизации власти»

Общество

"Вечерняя Москва" представляет наиболее важные и интересные цитаты из интервью врио мэра Москвы.

О самоуправлении москвичей

- Как долгосрочный тренд все равно мы должны наращивать полномочия местного самоуправления. Здесь нельзя не согласиться. Но до определенной критической черты. Передавать им полномочия до такой степени, что Москва превратится в собрание, там, 125 городов отдельных, ни в коем случае нельзя: мы просто похороним Москву, ее экономику и ее будущее.

Но отдавать полномочия местному самоуправлению для того, чтобы они смотрели, что делается у них во дворе, как работает управляющая компания, какие там небольшие объекты строятся районного уровня на их территории, заслушивать руководителей учреждений и требовать от них ответа, имея в виду и директоров школ, и руководителей поликлиник и так далее, это нужно делать обязательно и мы это сделали. Мы передали на уровень депутатов местного самоуправления те полномочия, о которых только что я сказал. И сегодня реально органы местного самоуправления распоряжаются деньгами в десятки раз больше, чем было до того. Мы отдали им все доходы, которые идут от штрафов предприятиям, которые эксплуатируют этот район, от аренды жилья, от платы за парковку и так далее. Помимо этого еще создали, по сути дела, депутатский фонд в размере 5 миллиардов, распределив между районами.

Кроме этого, депутаты согласовывают все мероприятия благоустроительные, которые проводятся в районе. То есть они начали реально воздействовать на жизнь в своем районе. И я считаю, что вот по этому пути надо идти. Ну, мы сделали первый шаг, очень серьезный шаг, ну, давайте посмотрим, как они с ним справятся, давайте доналадим эту систему. Потом сделаем следующие шаги.

Об увеличении зарплаты медикам

- Есть задача, например, по врачам довести заработную плату врачей до двух средних заработных плат. В сегодняшнем вычислении около 100 тысяч. А вообще это, на самом деле, актуальная задача для того, чтобы получить качественный состав врачей, ликвидировать те вакансии, которые есть, особенно в поликлиническом звене. Конечно, над этим надо работать....Они (прим.ред.- врачи) сегодня переходят на страховую медицину. И заработная плата, и объем финансирования напрямую связаны с услугами, которые они оказывают. Уже не с бюджетом города Москвы, а с Федеральным фондом медицинского страхования. И от того, какая их будет, грубо говоря, производительность и качество услуг, столько они денег будут получать. У них огромный потенциал, в том числе и оказания услуг не только москвичам, но и жителям Подмосковья, и ближних регионов, там, где такого качества услуг как в Москве, сегодня нет. И они уже работают в конкурентной среде, и от них многое зависит. Хотя, мы, конечно, будем помогать и за счет бюджета, имея в виду и поддержание материальной базы, и закупку оборудования, и даже частичное финансирование на переходный период.

О возможном снятии Алексея Навального с предвыборной гонки

 - Считаю необходимым сделать все возможное, чтобы те кандидаты, которые зарегистрированы, дошли до финишной черты, и чтобы у москвичей была возможность выбора. И несмотря на какие-то, может быть, действительно, имеющиеся нарушения, если они, конечно, не носят фатальный характер, мне кажется, никаких резких движений не нужно делать, никого не нужно снимать с кампании. Мне кажется, это только повредит вообще избирательной кампании и той ситуации, которая сегодня имеется в Москве, я имею в виду, что что бы ни говорили, мы имеем сегодня достаточно конкурентную среду на выборах мэра Москвы.

О передаче ответственности  мэра на Мосгордуму или Правительство

- Теоретически это можно предположить. Но надо делать до выборов, а не после того, как тебя изберут, это во-первых. А если говорить о моей позиции, то я против, потому что Москва требует серьезной централизации власти. Это моногород, несмотря на то, что он большой. И раздавать власть направо и налево очень чревато. Чревато либо серьезными катаклизмами с точки зрения управляемости города, либо просто блокированием срочных и необходимых решений.

Приведу пример. В Париже сейчас проводится референдум по поводу объединения всех муниципальных окраин в единый город. И что они, какие аргументы выставляют? «Посмотрите, как Москва развивается. Вот, мы в Париже говорим там 15 лет о строительстве нового метро и нового, Большого Парижа, ничего не двигается. А они вчера сказали, сегодня же начали делать. Наша система не эффективна. Давайте делать как в Москве». А мы будем делать как в Париже. Это будет здорово.

О необходимости укрупнять районы Москвы

- В России очень вообще популярна игра делить, умножать, ликвидировать, объединять и так далее. Во времена Сталина Россию перекроили, по-моему, раза 4. Люди не успевали опомниться, как начинали жить в другом субъекте. Москвичи привыкли к той структуре, которая есть. И все эти пертурбации с изменением административных границ, мне кажется, что кроме чехарды на много лет вперед ничего не дадут.

Но если уж такое делать, это точно надо спрашивать самих жителей, а хотят они этого или не хотят. И мне кажется, что эффект будет минимальный, шуму много, бестолковщины много. И на всякий случай, скажу, что средний московский район – это больше 100 тысяч человек. Это, ну, среднероссийский город. Зачем еще укрупнять? Дай бог, чтобы они справились с этим околотком, знали его хорошо, любили его и лелеяли. Это, вот, главная задача.

О том, сколько рабочих рук не хватает Москве

- Москве не хватает еще 2 миллиона работников. Всего должно быть 7,5 миллионов. Вот из этих 2 миллионов человек, которые нужны Москве, еще дополнительно трудовых ресурсов, более миллиона человек, 1 миллион 100,  1 миллион 200 – это граждане России, которые приезжают из других регионов. Из них примерно половина – это Московская область.  Всё остальное в пределах 600-700 тысяч – это мигранты СНГ либо дальнего зарубежья. Причем, мы видим тенденцию, когда из дальнего зарубежья в свое время они составляли около 60%, сейчас составляют порядка 20-25% - это китайцы, вьетнамцы, турки и так далее. А, вот, СНГовская часть начинает доминировать в зарубежной миграции. И сегмент этот смещается в пользу Средней Азии, к сожалению.

Об экологическом общественном транспорте

- Мы начинаем эксперименты по экологическому транспорту, в том числе и на электрической тяге. У нас есть автобусы, такси, которые специально проходят тестирование на предмет пригодности для городского транспорта в условиях Москвы и их экономичности. Должен заметить, что в "Мосгортрансе2 произошли революционные изменения. Если, скажем, 3 года тому назад в основном автобусный парк состоял из машин класса евро-1, евро-2, евро-3, то теперь 2/3 транспорта – транспорт двигателей евро-5. То есть совершенно другой по классу экологичности транспорт. Мы на этом не останавливаемся, и со следующего года мы выставляем жесткие требования и по отношению к коммерческим транспортным предприятиям, которые работают на городских маршрутах. Требование к ним будет такое же: экологически чистые машины последнего класса, комфортабельные, перевозящие все категории граждан, в том числе и социальные.

 О перехватывающих парковках и транспортно-пересадочных пунктах

- Строим перехватывающую парковку возле станций метро (там, где это возможно), транспортно-пересадочных узлов. Явно ли, тихо или не тихо, но, может быть, это как-то не доходит до автомобилистов или пассажиров, но мы объявили еще одну глобальную программу – это строительство транспортно-пересадочных узлов. 250 транспортно-пересадочных узлов. Там, где пересекается железная дорога, метро, автобусы. Создать на этой территории комфортную среду, для того чтобы человек мог пересесть спокойно, в комфортной обстановке с пригородной железнодорожной электрички на метро, на автобус, чтобы мог подъехать на своей машине, насколько это позволять будет территория. Сегодня то же Выхино представляет какой-то восточный базар с отсутствием полным благоустройства, с огромным количеством незаконной торговли и т.д. Все это потихоньку зачищается. Создаются вначале плоскостные транспортно-пересадочные узлы, где будет определена парковка, логистика движения автобусов и т.д. На втором этапе будет уже капитальное строение. Имею в виду и перехватывающие многоэтажные паркинги, и переходы с одного транспорта на другой. Причем, это не декларация таких вот плоскостных транспортно-пересадочных узлов. В этом году уже будет сделана 140, то есть половина из этого. 

О демографической ситуации

- Демографическая история в Москве показывает уникальные результаты. Впервые за последние 20 лет количество рождающихся в Москве больше, чем количество умирающих. Мы имеем положительный тренд не за счет миграционных потоков, а за счет жителей Москвы. Московские семьи, у которых двое-трое детей, становятся почти стандартными. Это во многом еще зависит и от продолжительности жизни. В Москве продолжительность жизни уже 75,5 лет. Это почти европейский уровень. Несмотря на то что статистика в Москве по смертности достаточно сложная, потому что сюда приезжает достаточное количество людей из других регионов, в том числе те же мигранты. Они приезжают сюда с тем же букетом хронических болезней, проблем. Собственно, это касается всех мегаполисов. Мы, конечно, имеем искаженную статистику. Но даже при этом средняя продолжительность жизни достаточно высокая в Москве. И она за последние годы тоже выросла.

amp-next-page separator