Мэр столицы Сергей Собянин присвоил Леониду Рошалю звание «Почетного работника здравоохранения города Москвы». / Агентство: «Фото ИТАР-ТАСС»

Обыкновенное чудо доктора Рошаля

Общество

Корреспондент «Вечерней Москвы» смогла увидеть, как работает этот уникальный центр.

Уникальный – это не фигура речи. Это действительно единственная в мире больница, главная специализация которой - детская неотложная хирургическая помощь. Почти четверть московских детей с экстренными заболеваниями и травмами лечатся здесь. Сейчас в Центре семь отделений, оснащённых по полной программе всем необходимым, на уровне мировых стандартов.

Директор Центра – тоже уникальный человек. У Леонида Михайловича Рошаля столько наград и званий, что их перечисление заняло бы страницу. Достаточно назвать одно – «Детский доктор мира». Рошаль бессменно руководит институтом с 1982 года.

В честь дня рождения – небольшая экскурсия для журналистов. Нам удалось заглянуть в «святая святых» - отделение интенсивной терапии, куда маленьких пациентов доставляют после реанимации, в антишоковую палату и в отдел реабилитации. Последний не менее важен, ведь, как сказал Леонид Михайлович Рошаль, цель Института – чтобы ребёнок ушёл от них на своих ногах. В этом врачам помогают и космического вида аппараты. Они же - механотренажёры, их предназначение - максимально восстановить двигательные способности повреждённой конечности.

Огромный LOKOMAT предназначен для контроля за правильным поступлением импульсов в головной мозг при ходьбе. На нём пациент физически не работает, а вот по простенькой на вид лестнице-брусьям надо подниматься уже самому. Мальчику, который в окружении журналистов демонстрировал принцип работы тренажёра, после тяжёлой травмы колена и это даётся нелегко, но, кажется, под внимательным контролем инструктора-методиста задача становится немного легче. Вообще видно, что тёплое отношение к пациентам здесь не показное, для прессы, а идущее от сердца.

Многие аппараты в отделении были специально адаптированы для лечения детей. К примеру, Con-trex, с помощью которого можно вернуть подвижность суставам рук, изначально использовался для реабилитации после спортивных травм. Тренировки космонавтов напоминает тредмилтерапия с осевой разгрузкой веса тела. Под этим названием скрывается механизм, который с помощью подвесной системы «снимает» часть веса пациента, облегчая ему «расхаживание».

В отделении водолечения всё выглядит еще более похожим на спортивные занятия в бассейне. Комплекс специальных упражнений в теплой воде позволяет достигнуть более полного расслабления мышц.

«Мы начинаем реабилитацию детей ещё в реанимации, потом продолжаем в палатах и в реабилитационном центре. Именно так достигается наибольший эффект» - считает Леонид Михайлович Рошаль. Другой пример его инновационного подхода – антишоковая палата: «Нам достаточно всего 15-20 минут, чтобы получить полную картину анализов. Когда к нам поступают тяжёлые больные, они попадают прямо в эту палату, которая относится к реанимационному отделению. Это наше ноу-хау – выносная реанимация, где помощь оказывают одновременно специалисты всех специальностей. Рядом и компьютерная томография, не нужно никуда бежать. Так должно быть. И так это сделано у нас».

Однако никакое самое современное оборудование не поможет, если пациента не доставить вовремя. Для этого в Институте неотложной детской хирургии и травматологии есть вертолётная площадка. Александр Бранцев, исполняющий обязанности глав. врача стоит на пронизывающем ветру на краю зелёной, совсем киношного вида площадки. Но задачи у неё совсем не игровые. «Она предназначена для эвакуации детей из труднодоступных мест. Часто - из массовых ДТП. Как только нас оповещают, что прибудет пациент, мы готовим бригаду дежурных реаниматологов. Вертолёт нас выручает: пострадавший за 10-15 минут доставлен к нам, и его сразу принимают. Последние два-три года всё большее число больных доставляют на вертолётах. В основном, это тяжёлые случаи с сочетанными и черепно-мозговыми травмами. Такая площадка, кажется, ещё есть только в 9 детской больнице им. Сперанского».

Несомненно, лучшее оборудование помогает спасать жизни маленьких пациентов, но без добрых и умных врачей, каждый из которых – профессионал высочайшего класса, аппараты так бы и остались мёртвыми конструкциями из металла и пластика.

«Мы всегда старались, чтобы здесь не пахло больницей, а пахло детским садом, и вообще Институт настроен на добро. Мы должны нести добро!» - таков девиз доктора Леонида Рошаля.

amp-next-page separator