Красивая. День Корсунской иконы Божией Матери

Общество

О названии этой иконы — Корсунская, много спорят. По одной из версий оно появилось оттого, что образ везли через город Корсунь (Симбирской епархии), и по просьбе жителей он задержался там на целый год. По другой, это слово означает - «красивая»... Мне лично последний вариант нравится больше. И потому что образ — правда, красивый. И потому что виден сквозь него тот самый — православный дух. А не в нём ли и есть настоящая красота и сила России?

ПУТЬ ИЗ ВИЗАНТИИ В РОССИЮ

Икона появилась благодаря таланту и трудам Евангелиста Луки — родоначальника иконописи. Того, кто в отличие от мастеров более поздних времен, был лично знаком с Господом и Его Пресвятой Матерью, апостолами и многими святыми первых лет христианства. По преданию, Пречистая Дева, увидев Корсунский образ, сказала: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою»...

Икона долгое время хранилась в Ефесе, отсюда второе её название — Ефесская.

Первый список с чудотворного образа появился на Руси 22 октября 988 году — он был принесён из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром. Потом перебрался в Новгород, а оттуда уже в Москву, в Кремлёвский Успенский Собор (это произошло при царе Иоанне Грозном). Икону поместили за престолом, где она пребывает и сейчас, уже 6 веков.

Считается, что образ принадлежит к малоизученным памятникам древней иконописи и по манере схож с иконой Божией Матери «Умиление» (замечательно, что и эта икона принадлежит кисти Апостола Луки, что лишний раз подтверждает его авторство).

Первые рукописные сведения о ней относят к началу XII века, когда на Русь привезли второй список. Дело было так. Святая Ефросинья Полоцкая, дочь витебского князя Святослава Всеславича, основала в Полоцке женскую Спасскую обитель с храмом во имя Пресвятой Богородицы, и решила украсить её древним образом. Она отправила в Византию — к императору Мануилу Комнину и Вселенскому Патриарху Луке Хризовергу, гонца с богатыми дарами, с просьбой прислать список с чудотворного образа, а встречала посланника уже с иконой, к тому же богато украшенной золотом, серебром и драгоценными каменьями. Так, в 1173 году образ занял своё место в Богородичном храме Спасской обители.

В начале XIII века этот список переносят в Торопец — в Воскресенский собор, в память о венчании святого князя Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава, где святыня пребывала вплоть до XX века. Правда, есть мнение, что это более поздний список с образа, подаренного святой Ефросиньи. Так или иначе, он чудотворил, исцеляя многих больных и немощных и был весьма почитаем среди народа. Во имя его освятили городской Корсунско-Богородицкий собор. С тех пор у иконы появилось еще одно имя — Торопецкая.

«ВСЕМ БОЛЯЩИМ ВРАЧ»

В фондах Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника хранится рукописная книга на двенадцати холщёвых страницах, где идёт речь о чтимом образе — Ефесской «Одигитрии». Согласно документу, написан он был в Византии «при архимандрите царьградском Иосифе и царе Емануиле греческом» - в 1134 году. Подтвердилось и то, что это список с древней иконы Апостола Луки. Дальнейшая её история весьма драматична:

«Икона Ефесская Одигитрия стояла в малой церкви архимандрита Иосифа в Царьграде много лет. Турки пленили Царьград. Эту икону скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона. В земле сохранялась она немало лет. По воцарении турок в Царь Граде прошло немного время, и вынули из земли святую икону, ничем невредиму. По обретении множество болящих исцелилось от святыя иконы. Вознегодовали на християн турки, и второе боялись християны, чтобы турки не истребили святую икону, всем болящим врача. После архимандрита Иосифа, принесшего сию икону из Ефеса, много было наместников. Святую икону передавал в Россию, московским боярам Морозовым, цареградский архимандрит Гавриил в 1461 году…

И устроили принесенному образу драгоценную ризу из злата и сребра и драгоценных каменей и другого жемчуга и драгоценную корону. Это дар царский: царицы Анастасии Романовны — супруги царя Иоанна Грознаго, скованный из чистаго злата.

Царица Анастасия имела любовь к принесенному образу из Ефеса и часто ходила на молитву Ефесской «Одигитрии» в дом бояр Морозовых. Царица Анастасия шествовала своими ногами на молитву, а не изволила в каретах царских».

Так, согласно документу, был обретён третий список. Впоследствии Морозовы — боярин Глеб и жена его боярыня Феодосия, передали святыню «в пустынную Шарпанскую обитель в Нижегороцких пределах во области Семеновской в лесах за рекою Волгою», где икона сохранялась без малого двести лет. Боярыня выстроила здесь величественный храм и странноприимный дом, где могли разместиться все, кто приехал поклониться святыне.

УМНОЖЕНИЕ СПИСКОВ

Известным стал один случай. В 1728 году Нижегородский архиепископ Питирим, получив исцеление от святого образа, лично засвидетельствовал, что икона чудотворная. «Я желал бы эту великую святыню приносить в наш Нижненовгород в кажнее лето», — сказал он. Было решено делать это ежегодно 10 июля, чтобы икона пребывала в Нижнем до 15 сентября, и ей могли бы поклониться все желающие.В 1853 году следы дивного образа Ефесской Божией Матери затерялись. Не иначе, её опять «скрыли в землю от врагов, не была бы поругана святая икона»...

Любопытно, что в то же самое время в Нижнем имелся свой список с чудотворного образа — он располагался в мужском Благовещенском монастыре. Считается, что написан он был в Киеве во времена равноапостольного князя Владимира как копия с иконы, принесенной крестителем Руси из Корсуни. То есть, это был список со списка. Основанием для такого предположения служила надпись на ризе на двух языках, славянском и греческом: «Образ сей писан в лето 6501 (903) Симеоном иеромонахом». Икону отправил в монастырь Чудотворец Алексий, Московский митрополит, как первосвятительское благословение новосозданной обители. Но и этот список, пережив невредимым три опустошительнейших пожара, исчез столь же таинственно...

Были в России и другие местночтимые списки с Корсунской иконы — без малого полтора десятка. Со временем они умножались.Корсунский образ Божией Матери схож с Касперовским, в современной иконописи они почти неразличимы. Возможно, Касперовская икона – это поздний список с Корсунской, и с ней связана очередная таинственная история. Существуют списки в зеркальном изображении.Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий.

amp-next-page separator