Бездомных меньше не стало, но отношение к ним изменилось

Общество

Кто и как помогает обитателям московских улиц подготовиться к холодам, «ВМ» рассказал заместитель руководителя столичного Департамента социальной защиты Андрей Бесштанько.

В 2013 году в центрах социальной адаптации столицы помощь получили 12 907 бездомных. Это в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но это не значит, что их стало больше, просто не все из них готовы принять помощь, многие часто отказываются от госпитализации и лечения. В настоящее время в столице работает два центра социальной адаптации, имеющих семь территориальных отделений. В общей сложности это 1,5 тысячи мест. Надеемся скоро увеличить это количество еще на 20 процентов, так как зимой очень часто места в ночлежках заняты.

Кто он, современный бродяга?

— Совсем недавно Департамент соцзащиты провел опрос среди тех, кто обращался за помощью в социальные центры.

В опросе приняли участие около 700 человек. Мы получили любопытные результаты. На вопрос, что им необходимо, 20 процентов опрошенных бездомных ответили: питание, ночлег, стирка, санобработка. Кстати, о деньгах упомянули только три процента опрошенных, а прописка, то есть желание бросить якорь, волнует менее одного процента. Но самое интересное, что каждый пятый бездомный не хочет никаких изменений в своей жизни.

Почти 82 процента бомжующих на улицах столицы — мужчины, 18 процентов — женщины. Количество последних, к сожалению, неуклонно растет. Более 44 процентов бродяг имеют свое жилье. А еще бездомные, принявшие участие в опросе, отметили, что желания помочь у столичных жителей стало больше.

21 процент опрошенных рассказали, что заметили к себе гораздо больше сочувствия (в прошлом году было около 15 процентов). И это не может не радовать. Безразличие к себе чувствуют 45 процентов.

Какова судьба законопроектов, предполагающих введение административной ответственности для бродяг, отказывающихся от регистрации? Они внесены в Мосгордуму на рассмотрение?

— Нет. Законопроекты, направленные на социальную поддержку бездомных граждан, социализацию этих лиц и ограничение такого социального явления, как бродяжничество, подготовленные департаментом, сейчас находятся на доработке. Мы ждем замечания от органов внутренних дел, здравоохранения, представителей общественных организаций. Может быть, до конца года они поступят на рассмотрение в Мосгордуму. Законопроекты затратные — в проекте финансово-экономического обоснования заложена цифра в 2,5 миллиарда рублей. Обсуждение этих законопроектов вызвало горячие споры. Но мы считаем, что введение обязательной регистрации для тех, кто занимается бродяжничеством, может изменить ситуацию с достаточно большим количеством бездомных в столичном регионе.

В городе работает служба социальной помощи «Социальный патруль». Наверняка уже есть результаты...

— Это одно из наиболее динамично развивающихся подразделений. Правительство столицы ежегодно выделяет дополнительные средства на увеличение автопарка и штата сотрудников «Социального патруля», ведь режим работы у них круглосуточный.

Сейчас 5 автобусов этого подразделения оборудованы как мобильные пункты срочной социальной помощи и в постоянном режиме размещены на привокзальных территориях, где зимой используются как пункты обогрева.

Слышала, что есть и пешие патрули?

— Действительно, есть и такие. Это специальные патрули, созданные для работы в метрополитене, которые вместе с сотрудниками полиции в ежедневном режиме обрабатывают все линии метро. Только за этот год в столичной подземке были выявлены 6946 бродяг. Около 200 из них являлись иностранными гражданами, которые были выдворены из столицы.

А как часто люди обращаются в эту службу?

— В этом году в «Социальный патруль» поступило 3229 вызовов. Сотрудники помогли 20 тысячам человек. Из них 6328 человек получили доврачебную медицинскую помощь на месте, 740 из них были госпитализированы в экстренном порядке. Больше восьми тысяч человек были доставлены в санпропускники, а 983 человека были переданы полиции.

Причем среди выявленных граждан 14 процентов — бывшие жители столицы, уже не имеющие своего жилья, восемь процентов — жители Подмосковья, 58 процентов приехали из регионов, остальные 20 процентов — иностранцы. Кстати, лидерство по количеству бездомных в столице удерживает Центральный округ.

ГДЕ БЕЗДОМНЫЙ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ГОРЯЧЕЕ ПИТАНИЕ

ст. м. Речной вокзал»

Ул. Ижорская, 21

Городской санпропускник № 2

с 10.00 до 12.00

ст. м. «ВДНХ»

Ярославское ш., 9

Городской санпропускник № 6

с 12.30 до 15.00

Ежедневно, кроме воскресенья

СПРАВКА

Получить временную помощь бездомный может в любом учреждении социальной помощи для бездомных граждан, находящемся в ведении Департамента соцзащиты населения столицы. Они не являются местом жительства, а предназначены только для временного проживания на срок до одного года. Пребывая в центре социальной адаптации и пользуясь соцуслугами, бездомный может получить регистрацию по месту пребывания.

Временно проживать в центрах могут те, кто утратил свою жилплощадь в Москве, а также иногородние граждане, оказавшиеся в критической жизненной ситуации, на срок до месяца.

ЦИФРЫ

В 2013 году на социальную поддержку бездомных городской бюджет выделил около 135 миллионов рублей.

■ Более 13 тысяч получили различную помощь. 3017 человек — медицинскую помощь, 2871 — вещевую, 608 нуждающихся прошли курс лечения в стационарах, 121 человеку оформлен паспорт гражданина РФ, 136 — установлена группа инвалидности, 77 — назначена пенсия.

■ Оказана помощь в проезде на прежнее место жительства 852 обратившимся, в том числе с приобретением железнодорожных билетов.

■ Трудоустроиться в столице захотел всего 121 человек — это в 2,7 раза меньше, чем в прошлом году.

■ Для оказания помощи за каждым центром социальной адаптации закреплены городские поликлиники, где бездомные проходят медицинское обслуживание.

■ Если зимой 2002 года от обморожения на улицах Москвы погибли 1230 человек — это был пиковый период, то в настоящее время цифра смертности уменьшилась практически в 12 раз.

Горожане сопереживают тем, кто оказался на улице

«ВМ» изучила отношение москвичей к лицам без определенного места жительства и к планам властей по облегчению их участи.

Как следует из трех опросов на сайте vm.ru, в которых приняли участие 2550 человек, абсолютное большинство опрошенных, 73 процента, поддерживают законопроект, предусматривающий принудительное помещение бездомных, не прошедших обязательную регистрацию, медобследование и лечение, в закрытые социальные учреждения. При этом жители мегаполиса в большинстве своем сопереживают бездомным. Вид бродяг вызывают у них страх оказаться в подобной ситуации, сострадание, жалость и желание помочь.

Мы должны помочь этим людям

Василий Рулинский, пресс-секретарь синодального отдела по благотворительности и соцслужению РПЦ:           

Бездомным сложно вернуться в социум, и только своими силами сделать это почти невозможно. Здесь нужны помощь Божья и деятельное участие окружающих людей. Общество должно не закрываться от бездомных, а создавать механизмы помощи, проявлять к ним милосердие и любовь.

Только в этом случае в человеке может появиться желание работать над своей судьбой.

Сегодня в Москве регулярную помощь бездомным оказывает шесть православных служб, в том числе «Милосердие», филиал фонда «Помощник и покровитель». Наши сотрудники и добровольцы кормят бездомных бесплатными обедами, оказывают медицинскую помощь, восстанавливают документы, помогают с трудоустройством, покупают билеты на родину. Регулярно помогают бездомным при храме мученицы Татьяны при МГУ, движение «Курский вокзал. Бездомные дети».

Но проблема бездомных актуальна не только для Москвы.

Поэтому на территории 47 епархий в России сейчас работает 61 церковный приют.

Планируется создание центров социальной помощи, где будут благотворительные столовые, кабинеты социальной помощи и приюты, где бездомного всегда проконсультируют и помогут ему добраться до ближайшего центра помощи бездомным.

И мы знаем людей, которые смогли подняться со дна. Яркий пример — Надежда Монетова. Ее в нищем состоянии, на паперти, с ребенком на руках, встретили сотрудники православного движения «Курский вокзал. Бездомные дети». Помогли устроиться на работу, получить жилье. Вскоре Надежда сама стала помогать бездомным. И это не единичный пример. Не случайно в ее честь Синодальный отдел по благотворительности учредил всероссийскую премию в сфере помощи бездомным.

Они снова и снова возвращаются на улицу

Комсомольская площадь. 10 утра. Здесь на службу заступают сотрудники «Социального патруля». Их инструктаж чем-то напоминает развод полицейских нарядов. Но у этих людей совсем другие обязанности — они оказывают помощь бездомным. И их они знают не понаслышке.

— Среди тех, кто сегодня работает в «Социальном патруле», — рассказал «ВМ» завсектором по работе с бездомными гражданами Департамента соцзащиты Андрей Пентюков, — половина в прошлом сами были бездомными.

Один из них — Новруз Гюльмаметов. Пять лет назад он потерял квартиру и оказался на улице. Теперь бывший бомж — сотрудник мобильной группы патруля, за работу получает 25 тысяч рублей.

Себя он называет доказательством того, что к нормальной жизни всегда можно вернуться. Было бы желание.

По закону нельзя забрать бродягу с улицы или выгнать из метро без его согласия. Как и заставлять пройти реабилитацию. В этом случае от сотрудников патруля требуются максимальная корректность и определенные навыки общения. Зачастую бездомные не хотят никакой помощи. Единицы соглашаются, но чаще стараются быстрее уйти из поля зрения соцработников.

У трех вокзалов встречаю людей, явно нуждающихся в помощи. Неопрятная одежда, запах перегара и немытых тел, измученные жизнью и лишениями лица. От предложенной помощи отказываются.

Цинично просят деньги. Среди них есть беспробудные пьяницы, которых выгнали из дома, некоторые сдают свои квартиры, чтобы были деньги на водку, но большинство из них — это те, кто приехал на заработки в столицу и не устроился. А за полгода жизни на улице человек деградирует.

— Наша главная цель — поднять человека с земли, — говорит Андрей Пентюков.

В центре социальной адаптации бродяга волен выбирать — отправиться на улицу или получить юридическую помощь, временное жилье и возможность трудоустроиться. Но на это решаются немногие. Большинство вновь возвращаются. Запретить им жить на улице никто не может. В столичном Департаменте социальной защиты уверяют, что «Социальный патруль» продолжит работу до тех пор, пока проблема не будет решена. Правда, для этого нужно, чтобы бездомные сами захотели обрести дом.

МНЕНИЕ

Неистребимая охота к перемене мест

Сергей Машкин:

Если не лениться и пораньше вставать, то вполне можно успеть к горячему завтраку.

В том случае если утреннюю негу победить не удается, то горячий обед, приготовленный сотрудниками благотворительных организаций, как нельзя кстати. Послеобеденный отдых можно совместить с необременительным заработком на рынке. Вечер заполнен неспешной беседой с духовно близкими людьми под стакан-другой пусть и не изысканного спиртного. Так в Москве живут, по разным оценкам, от 40 до 75 тысяч людей, которых называют бездомными или бомжами.

Из общего их количества только примерно 15 процентов являются жителями столицы. Еще четверть — приезжие из бывших республик СССР. Остальные 60 процентов или около того — жители других регионов Российской Федерации. Что они здесь делают — трудный вопрос как для социологов, так и для самих бомжей.

Страсть к бродяжничеству, или дромомания (от греческого «дромос» — путь, бег), — это непреодолимое желание человека во что бы то ни стало покинуть свой дом. Причем такие «бегущие» не имеют какого-либо маршрута или конечного пункта назначения.

Человек, находящийся во власти дромомании, может запросто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении. Примечательная вещь — большинство бомжей слово «бомж» почитают обидным и оскорбительным. Себя они предпочитают именовать бродягами, что как нельзя более точно отражает характер «бегущих».

Самое распространенное заблуждение, которым пичкают прохожих в подземных переходах и в которое рано или поздно начинает верить сам бездомный, — это то, что ему не хватает буквально ста рублей из вашего кармана для того, чтобы вернуться обратно домой. «Помогите купить билет!» — это разговоры самих бедных в пользу бедных.

На самом деле вернуться домой проще простого. Для этого достаточно обратиться в линейный отдел полиции на железной дороге или в «социальный патруль». Там выпишут бумагу с печатью для начальника поезда, и проводница предоставит отдельное, пусть и не самое комфортабельное, место — напротив туалета. Это куда проще и легче, чем скитаться по городу в компании себе подобных.

Но сами бездомные так не думают. Или предпочитают над этим не задумываться.

Если не лениться и пораньше вставать, то вполне можно успеть к горячему завтраку.

В том случае если утреннюю негу победить не удается, то горячий обед, приготовленный сотрудниками благотворительных организаций, как нельзя кстати. Послеобеденный отдых можно совместить с необременительным заработком на рынке. Вечер заполнен неспешной беседой с духовно близкими людьми под стакан-другой пусть и не изысканного спиртного. Так в Москве живут, по разным оценкам, от 40 до 75 тысяч людей, которых называют бездомными или бомжами.

Из общего их количества только примерно 15 процентов являются жителями столицы. Еще четверть — приезжие из бывших республик СССР. Остальные 60 процентов или около того — жители других регионов Российской Федерации. Что они здесь делают — трудный вопрос как для социологов, так и для самих бомжей.

Страсть к бродяжничеству, или дромомания (от греческого «дромос» — путь, бег), — это непреодолимое желание человека во что бы то ни стало покинуть свой дом. Причем такие «бегущие» не имеют какого-либо маршрута или конечного пункта назначения.

Человек, находящийся во власти дромомании, может запросто сесть в любой транспорт и уехать в неизвестном направлении. Примечательная вещь — большинство бомжей слово «бомж» почитают обидным и оскорбительным. Себя они предпочитают именовать бродягами, что как нельзя более точно отражает характер «бегущих».

Самое распространенное заблуждение, которым пичкают прохожих в подземных переходах и в которое рано или поздно начинает верить сам бездомный, — это то, что ему не хватает буквально ста рублей из вашего кармана для того, чтобы вернуться обратно домой. «Помогите купить билет!» — это разговоры самих бедных в пользу бедных.

На самом деле вернуться домой проще простого. Для этого достаточно обратиться в линейный отдел полиции на железной дороге или в «социальный патруль». Там выпишут бумагу с печатью для начальника поезда, и проводница предоставит отдельное, пусть и не самое комфортабельное, место — напротив туалета. Это куда проще и легче, чем скитаться по городу в компании себе подобных.

Но сами бездомные так не думают. Или предпочитают над этим не задумываться.

Честные бродяги еще не перевелись

Кто они, эти бродяги? Что прячут под своими лохмотьями и как докатились до жизни такой? У каждого из них своя история, но попадаются среди них личности уникальные.

В 2012 году «ВМ» рассказывала о чемпионе мира по бегу, ставшем завсегдатаем московских улиц. Но и за границей любопытных bums (бомжей) не меньше, чем у нас.

Так, в Бостоне, США, бродяга месяц назад вернул раззяветуристу потерянный рюкзак.

С крупной суммой наличности. Местная общественность начала сбор средств в пользу честного бродяги.

В поисках подробностей «ВМ» позвонила почетному волонтеру благотворительной организации People Making a Difference, организатору этой акции Нэнси Голдберг.

— Я журналист из московской газеты. Хочу поговорить с вами о честном бездомном, который вернул деньги...

— Да-да! Американец, бездомный, нашел эту сумку в торговом центре. Взял ее и отнес ближайшему полицейскому.

В рюкзаке нашли много денег, две тысячи пятьсот долларов, и дорожные чеки. Почти на сорок тысяч долларов. Там были и документы, и личные вещи, серьезная потеря могла бы быть...

— Я знаю, что вы собираете деньги для этого честного человека...

— О да! Горожане собрали уже 100 тысяч долларов. Мы их передадим мужчине, чтобы он мог начать новую жизнь. Своей честностью этот ветеран заслужил всеобщее уважение и право на помощь общества. По ряду причин он просил не раскрывать его личность. И мы свято блюдем его просьбу.

— И часто у вас попадаются такие честные бродяги?

— Это далеко не первый случай. Пару лет назад бродяга вернул владельцу кошелек, который тот обронил на его глазах. Надо понимать — бродяги и бездомные не преступники! Это люди, которые в силу различных обстоятельств оказались на улице.

Кто-то лишился работы, некоторых сломил кризис.

— Говорят, в США многие сами решают стать бродягами.

— Да, есть и такие, идейные бродяги. Но их не очень много. Большинство бостонских бездомных все же оказались на улице не по своей воле. Уж слишком у нас холодно.

— Кстати, о холоде, как они выживают зимой на улицах?

— С большим трудом. К счастью, в Бостоне достаточно волонтерских организаций. Есть и приюты, и бесплатные столовые. С трудом, но выживают. Учтите, у нас зимой царит русский холод. Бродяжничать уж лучше в Калифорнии.

amp-next-page separator