14 оптинских старцев
Есть по дороге к Оптиной пустыни в Калужской области речка Жиздра. Местные жители вот как объясняют название реки: Жиздра – жизнь драгоценна. В Оптину пустынь приезжают за духовной жизнью, чтобы сверить свой путь с христианскими координатами. Главной же драгоценностью самой обители считаются боголюбивые старцы 19-20 веков, духовные наставники монахов и мирян. Их истории жизни продолжают освещать жизненный путь очень многих, ищущих путь спасения души.
1. Лев (Лев Наголкин) 1768 - 1841
Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, смелости, твердости и энергии. До него почти все оптинские монахи в основном обращали внимание на внешнюю сторону монашества: пост, молитву с поклонами – и в этом полагали сущность монашества; внутреннюю же его сторону – выработку духа, оставляли в забвении: каждый жил по своим понятиям, подвизался, как умел.
2. Макарий (Лев Иванов) 1788 -1860
Развил школу издателей и переводчиков духовной литературы. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», - говорил преподобный.
3. Моисей (Тимофей Путилов) 1782-1862
Благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При арх.Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. При нем издано 16 томов святоотеческой литературы.
4. Антоний (Александр Путилов) 1795- 1865
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, после пострига получил неизлечимую болезнь ног. Всю жизнь он мужественно нес крест телесных болезней и помогал страждущим. «Если все Святые несли свои кресты, Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны. А лежа на диване , не борясь со страстями, можно и в преисподнюю свалиться», - считал старец.
5. Илларион (Родион Пономарев) 1805- 1873
Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
6. Амвросий (Александр Гренков) 1812-1891
Великий старец, чудотворец. Более 30 лет беззаветно служил людям в пустыни. Еще во время учебы в семинарии он смертельно заболел и дал обет Богу в случае выздоровления поступить в монастырь. До конца дней тяжелые болезни не отпускали его, но он считал их необходимыми для спасения. Опытнейший исповедник давал свои наставления в простой и шутливой форме, которые навсегда запоминались. Основал для малоимущих женский монастырь в Шамордин.
7. Анатолий (Анатолий Зерцалов) 1824-1894
Попал в монастырь тоже благодаря своему обету о выздоровлении, как и преп. Амвросий. Имел сострадательный характер. Когда узнавал о чьем-нибудь горе, у него самого начинали болеть голова и сердце. Об этом старце преп. Амвросий говорил, что «Ему дана такая молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
8. Исаакий (Иван Антимонов) 1810- 1894
Настоятель Оптиной пустыни сочетал в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушание старцам. Он не знал покоя - двери кельи его были открыты для братства и убогих. Те, кто с ним общался, говорили, что уходили от его простой беседы освеженными и готовыми на борьбу с греховным себялюбием.
9. Иосиф (Иван Литовкин) 1837- 1911
В течение 20 лет окормлял Оптину пустынь, Шамордино и множество мирян. Современники запомнили его незлобливым, немногословным. Многие испытывали на себе его дары прозорливости и исцеления.
10. Варсонофий (Павел Плиханков) 1845- 1913
Именно о нем старец Нектарий говорил, что в одну ночь из блестящего воина благодать Божия сотворила великого старца. 46-летний полковник Плиханков стал послушником Оптиной. Во время войны с Японией прп. Варсонофий был фронтовым священником.
11. Анатолий (Александр Потапов) 1855- 1922)
Народом прозван Утешителем. Был наделен даром утешения страждущих, прозорливостью. В дни революции и безбожия старец утверждал своих чад в решимости даже до смерти быть верными православной вере.
12. Нектарий (Николай Тихонов) 1853-1928
Последний соборно избранный старец. Смиренный молитвенник обрел дары чудотворения и прозорливости. В дни гонений на Церковь, находясь в изгнании, неустанно помогал верующим.
13. Никон (Николай Беляев) 1888- 1931
Самоотверженно исполнял старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни (в 1918г.), претерпел мучения от безбожников и скончался в изгнании.
14. Исаакий (Иван Бобраков 1865- 1938)
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытал всю тяжесть разорения святой обители. Четырежды был заключен в тюрьму. Расстрелян в 1938 г.. захоронен в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе.
В XX веке обитель была полностью разорена, а вместе с нею и оптинское старчество. Но остались книги, письма старцев, слово их живо – и теперь уже многие миллионы православных людей по всему миру вновь окрыляются их наследием.
Молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моей волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить…Аминь.
Добраться в Оптину пустынь из Москвы можно:
1. Автобусом. От автобусной станции Теплый Стан, расположенной в 50 м от станции метро Теплый Стан, ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва — Козельск. В метро удобнее выходить из первого вагона от центра, далее — по подземному переходу направо до конца и налево вверх.
2. Личным транспортом. По Минскому или Киевскому шоссе, примерно 150 км от МКАД.