Склад морепродуктов на Волгоградском проспекте / Фото: Александр Казаков

Торговля и услуги на любой вкус и кошелек

Общество

Какая она сегодня — современная розничная сеть? С этого вопроса начался разговор с руководителем Департамента торговли и услуг Москвы Алексеем Немерюком.

Уникальность сегодняшней торговли в том, что она дает огромное число форматов, часто уникальных. Даже в рамках одного магазина их может быть множество. И рассчитаны они на самых разных покупателей — и обеспеченных, и со скромным бюджетом.

Главная отличительная черта нынешней торговли — именно наличие широкого выбора, и решающее слово, где и что покупать, уже за потребителем. Именно он, а не продавец, стал хозяином на рынке.

Если говорить об этом годе, какую-то тенденцию вы бы отметили?

— По-прежнему активно развивалась сетевая розница. Но я бы отметил, что магазины недорогие, дисконтные, постепенно трансформируются в торговлю «среднеценового сегмента». Более 60 процентов москвичей совершают покупки каждый день, поэтому им удобно купить все в одном месте, и вопрос качества товара важнее, чем цена. То есть спрос есть уже не на заурядный магазин с небольшим ассортиментом и соответствующими ценами, а на современный, с большим количеством товара, с лучшим качеством. С так называемыми fresh-зонами, то есть зонами свежих продуктов. Этот сегмент в столичных магазинах заметно расширяется.

Раньше овощи и фрукты мы покупали на рынках, сейчас — в овощных отделах тех же сетей. Смогут ли старые добрые московские рынки с разносолами вернуть свои позиции?

— У нас и сегодня имеются прекрасные рынки — Дорогомиловский, Лефортовский, Усачевский, Рижский, например. Хотя до 70 процентов москвичей покупают свежие продукты в супермаркетах и гипермаркетах. И лишь около 32 процентов — на рынках. Но качественный рыночный формат по ассортименту свежей местной продукции оставляет любой сетевой магазин далеко позади. Сейчас реализуется крупная программа по модернизации рынков, они становятся капитальными, превращаются в качественные современные торговые предприятия. Что, конечно, положительно сказывается и на ассортименте, и на комфорте.

Каким должен стать будущий сельскохозяйственный рынок?

— Должны быть четко сформулированы его стандарты. Этим мы сейчас и занимаемся совместно с экспертным сообществом. Хорошее технологическое обеспечение, современные ветеринарные лаборатории, качественные складские помещения, большой ассортимент свежих местных продуктов не по монопольным ценам.

Городские власти задумали и строительство крупных оптовых рынков...

— Да, оптовый сегмент достался нам в наследство от советской торговли и нуждается в реновации. Сетевая розница имеет собственные логистические центры, а вот для небольших ресторанов и магазинов качественные оптово-логистические центры необходимы. Запланировано строительство трех таких объектов недалеко от Москвы. Город возьмет на себя обеспечение. Кластеры будут агрегировать продукцию местных производителей, калибровать, сортировать, а затем поставлять. Это позволит сократить логистическую цепочку до двух-трех звеньев, что положительно скажется на ассортименте свежей отечественной продукции и сдержит цены.

А бытовые услуги — какие из них сегодня пользуются наибольшей популярностью?

— За последние десять лет мы видим значительный прирост салонов красоты — это по-прежнему активно развивающийся сегмент. Появилось больше ателье, а какие-то услуги — например металлоремонт или ремонт фототехники — постепенно уходят.

— Все-таки сейчас, если магазинов в шаговой доступности и достаточно, то починить обувь или сдать одежду в химчистку иногда бывает далековато...

— Проблема есть, но постепенно и она снимается. Например, за счет создания мультисервисов или за счет организации сервисов на площадях сетевых торговых магазинов. Количество таких форматов увеличивается. Скажем, мультисервисов в городе сейчас 656. Их рост к 2011 году — почти 110 процентов. Почти столько же и сетевых сервисов. Конечно, удобно, когда человек, придя в магазин, может что-то отдать в починку. Или, попадая в мультисервис, может получить в одном месте сразу несколько услуг.

— Мы говорили о переменах, которые происходят в магазинах, на рынках, в бытовых мастерских. А московский потребитель, на ваш взгляд, меняется?

— Безусловно, меняется. Он становится более внимательным, более (в хорошем смысле слова) придирчивым, разборчивым. Он не просто вынужденно покупает — он делает выбор. И уже хорошо разбирается в юридических нюансах — как защитить свои права. Так что будущее торговли и услуг, безусловно, за качеством. Причем важно будет не только соблюдать сроки годности товара, но и уметь выбрать ассортиментную линейку, а также соблюдать высокие стандарты обслуживания. Именно это будет определять выбор покупателя. Проиграет тот, кто этого не учтет.

amp-next-page separator