Святитель Димитрий Ростовский. Великий «дух Четьи-Минеи»
«НЕ Я ЛИ ТЕБЯ ИЗБРАЛ?»
Будущий святитель родился в местечке Макарове Киевского полка Украинского гетманата в декабре 1651 года. Звали его Даниил и был он достойным сыном своего отца сотника Саввы Григорьевича Тунталы и супруги его Марии. Надо сказать, что Савва Григорьевич до самых седин — а прожил он более ста лет, нёс бремя воинской службы. Переехав в Киев, воцерковился: был в должности ктитора Кирилловой обители, где впоследствии возлег на вечный покой вместе со своей супругой.
Даниил же поступил в Братское училище при Богоявленской церкви (ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией), где показывал большие успехи. Но проучился он только три года. Вскоре училище было закрыто поляками, овладевшими Киевом в результате долгого противостояния. Даниилу тогда едва исполнилось восемнадцать. И спустя еще три года — в 1668-м он принял постриг с именем Димитрий, в той самой Кирилловой обители, где лежали его отец и мать, а настоятелем был бывший ректор Братского училища Мелетий Дзик.
В 1669-м Димитрия, несмотря на молодость, рукоположили в иеродиакона, а спустя шесть лет — в иеромонаха. Архиепископ Черниговский Лазарь Баранович взял его с собой в епархию, где имел нужду в проповедниках слова Божия в борьбе с латинянами. В течение двух лет Димитрий занимал должность проповедника при кафедре Черниговской, при этом используя не столько слово, сколько собственный свой пример. Сон, записанный им в дневнике примерно в это время, говорит о том, насколько строгую жизнь вёл молодой монах: «...показалось мне, будто стою в алтаре перед престолом: Преосвященный архиерей сидит в креслах, а мы все около престола, готовясь к служению, нечто читаем. Вдруг Владыка на меня прогневался и начал сильно мне выговаривать; слова его (я хорошо их помню) были таковы: «Не я ли тебя выбрал, не я ли тебе нарек имя? оставил брата Павла диакона и прочих приходящих, а тебя выбрал?» Во гневе своем он произнес и другие слова, для меня полезные, которых, однако, не помню; ни сии хорошо мне памятны.
Я низко кланялся Преосвященному и, обещаясь исправиться (чего, однако же и поныне не делаю), просил прощения — и удостоился оного. Простив меня, он дозволил мне поцеловать его руку и начал ласково со много говорить, повелевая мне готовиться к служению. Тогда опять стал я на своем месте, разогнул служебник, но и в нем тотчас нашел те же самые слова, какими Преосвященный делал мне выговор, написанные большими буквами: «Не я ли тебя избрал?» и прочее, как прежде сказано.
С великим ужасом и удивлением читал я в то время сии слова, и доныне помню их твердо. Пробудясь от сна, я много удивлялся виденному и доселе, при воспоминании, удивляюсь и думаю, что в оном видении, чрез особу Преосвященного архиепископа, меня вразумлял сам Создатель мой. При этом я спрашивал и о Павле: не было ли когда такого диакона? Ни не мог найти его нигде, ни в Чернигове, ни в Киеве, ни по другим монастырям, и доныне не знаю: был ли или есть ли теперь где в моем отечестве Павел диакон? Бог знает, что значит Павел диакон? О Господи мой! устрой о мне вещь по Твоему благому и премилосердному изволению на спасение души моей грешной».
Слава пастыря быстро разлетелась по Малороссии и Литве. Многие обители хотели воспользоваться его духовных назиданием, привлекающим толпы паломников, и Димитрий начал странствовать, иногда задерживаясь в том или ином монастыре, где была в нем надобность особая.Он несколько лет путешествовал по Украине, год прожил в Преображенском монастыре в Слуцке, где был братским проповедником. Вспоминая потом о странствиях своих из монастыря в монастырь Димитрий записал в дневнике: «Бог знает, где и мне суждено положить свою голову!»
ТРУДЫ УЧЁНЫЕ
Пожив два года в Крупецком Николаевском монастыре, в 1681 году святитель был возведён в сан игумена Свято-Спасского монастыря в Чернигове. После чего получил назначение игуменом в Батуринский Николаевский монастырь. Но вскоре отказался от высокого чина ради учёных занятий, оставаясь при этом в монастыре. 23 апреля 1684 года он переехал в Киево-Печерскую Лавру, где получил послушание составлять жития святых.
Труды эти продолжались 20 лет. Святитель успел составить четыре сборника житий (наиболее известный, в четырёх книгах, - «Четьи-Минеи»). А кроме того, находил время для писания проповедей, драм, стихов и даже пьес. Академик Д.С. Лихачев называл его «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». В работе Димитрий пользовался Макарьевскими минеями, рукописью Симеона Метафраста, доставленной ему с Афона, русскими прологами, патериками и различными западными сборниками — словом, всем накопленным в этой области опытом.
Четьи-Минеи Димитрия Ростовского выдержали множество изданий и стали самым любимым житийным сборником в России, уступающий по популярности среди верующих разве что самому Евангелию. Достоевский писал: «...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются…
Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное». (Ф.М. Достоевский «О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса»).
Четьи-Минеи стали источником вдохновения и для Пушкина, который на основе житий святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака создал образ юродивого в трагедии «Борис Годунов». А неоконченная поэма «Монах» основана на житии Иоанна Новгородского.
«СЕ ПОКОЙ МОЙ»
В 1697 году святитель был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году - настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь. После того, как Киевская митрополия перешла из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского, Димитрий переезжает в Москву. 23 марта 1701 года состоялась его хиротония во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири.
В 1702 году указом Петра I святителя Димитрия определили в Ростовскую митрополию. И вскоре после прибытия в епархию и молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря, он определил там место своего погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века»...Скончался он через семь лет — в 1709-м, 8 ноября (по н.с.), через день после своего тезоименитства.
Во гроб святителя положили черновики его незаконченных произведений, а над гробом, вопреки монастырскому приказу устроить каменный склеп, соорудили деревянный сруб. Его нетленные мощи были обретены в 1752 году, после чего, как и предполагалось в самом начале, для мощей была устроена каменная гробница. Позднее Елизавета Петровна велела изготовить серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку в 1763 году присутствовала уже Екатерина II.
Когда история об обретении мощей ушла в народ, ко гробу потянулись паломники. И сразу же из уст в уста стали передаваться рассказы об исцелениях. Официальная канонизация святителя Димитрия произошла спустя четыре года. 1 апреля 1757 года — в первый день Пасхи, состоялось его прославление в лике святых. Он — первый, кто был канонизирован в синодальный период, и единственный, прославленный в XVIII веке.К святому Димитрию Ростовскому обращаются с просьбами о заступничестве в нужде, о защите вдов и сирот, о помощи в поступлении и получении образования.
Молитва святителю Димитрию Ростовскому
О святителю Димитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Человеколюбцу Богу о рабах Божиих (имена). Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни: избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных; подаждь нам твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякой беды и напасти. Услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в трех ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСвятитель Димитрий
Колонка диакона Сергия Зверева.
На 10 ноября по церковному календарю приходится день памяти выдающегося собирателя и редактора (агиографа) житий святых, известного проповедника и выдающегося аскета святителя Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского. Трудам и воле этого святого мы обязаны собранием житий святых.
Святитель происходил из шляхетской украинской семьи. Начальное образование получил в Киево-Могилянской коллегии. В 17 лет принял монашество, в 24 — рукоположен во иеромонаха. В период жизни, предшествующей архиерейству, был настоятелем ряда монастырей в Киеве и Чернигове. (подробнее)