Михаил Ходорковский: Я осознавал, что крупный бизнес — это жесткие игры

Общество

В своем первом публичном выступлении еще недавно самый известный заключенный России рассказал о своем освобождении и планах на будущее, но прежде всего – благодарил всех, кто поддерживал его и способствовал его выходу на свободу.

Сенсационных подробностей о деле ЮКОСа Ходорковский не рассказал.

- Я отдавал себе отчет еще в тот момент, когда занимался крупным бизнесом, что я занимаюсь жесткими играми, - сказал он. - Конечно, по отношению ко мне эта жесткость была несколько расширена по сравнению с обычной практикой. Но в то же время, должен отметить, мою семью эта ситуация никогда не коснулась, отношение всегда было лояльным. Именно это позволило мне не воспринимать это противостояние слишком эмоционально. Из-за этого я оставил проблему взаимоотношений (с президентом - "ВМ") в сфере прагматической, а прагматика не подразумевает такой вещи, как месть, ненависть. Хотя правила игры мне не нравятся, я убежден, что их надо понемногу менять.

Все эти годы, убежден Ходорковский, именно от Владимира Путина зависело решение вопроса о его освобождении или, соответственно, новом тюремном сроке. Поэтому написать прошение о помиловании для экс-главы ЮКОСа было не более чем формальностью. Другое дело, что он не считал для себя возможным признать вину – Ходорковский по-прежнему твердо убежден, что его компания и все ее сотня тысяч сотрудников действовали в рамках закона. Именно поэтому – не желая делать виноватыми всех юкосовцев – он не просил о помиловании до того, как через бывшего министра иностранных дел ФРГ Ганса Дитриха Геншера ему сообщили, что прошение о помиловании может быть принято и без фразы о признании вины.

- Я не имел выбора на этапе своего освобождения, - рассказал Ходорковский о процессе своего освобождения. – Когда в два часа ночи меня разбудил начальник лагеря, мне было сказано, что я еду домой. Потом, в процессе путешествия, я узнал, что оно закончится в Берлине. И конвой ушел в тот момент, когда за мной закрылся люк самолета немецкой авиакомпании.

Заниматься политической деятельностью и крупным бизнесом Михаил Ходорковский не планирует. Первое – постольку, поскольку его «более не интересует борьба за власть», к тому же он обещал это в сопроводительном письме президенту Путину, как сам и пояснил на пресс-конференции. Отказ же от бизнес-амбиций экс-олигарх объясняет так:

- В ходе своей бизнес-карьеры я добился всего, чего хотел добиться – руководил второй по масштабу нефтяной компанией в России. Мое финансовое положение не ставит меня перед необходимостью работать ради зарабатывания денег. И поэтому то время, которое у меня осталось для активной деловой жизни, я хотел бы посвятить тому, чтобы отдавать долги тем людям, которым сейчас все еще хуже чем мне. И российскому обществу, которому надо измениться, чтобы нам жилось получше. А чем конкретно – дайте мне время на обдумывание.

Свою дальнейшую карьеру Ходорковский видит в общественной сфере. В частности – в помощи политзаключенным. Хотя такие эпизоды дел ЮКОСа, как смерть юриста компании Василия Алексаняна, Ходорковский склонен считать скорее эксцессом исполнителей, чем системой, это не делает ситуацию в пенитенциарной системе проще.

- Судьба Алексаняна – это крест, который я буду нести до конца жизни, - сказал он.

Где именно он собирается жить в ближайшее время, экс-олигарх пока не знает, он решит это исходя из своих семейных интересов. Ему выдана шенгенская виза сроком на 1 год, при этом в Россию в ближайшее время возвращаться Ходорковский не может, поскольку рискует из-за неснятого иска на 550 млн долларов стать «невыездным», а семейные обстоятельства могут потребовать перемещаться по миру. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Милость к падшим

Колонка нашего обозревателя Георгия Бовта

Если бы мне кто-нибудь еще вчера сказал, что Владимир Путин помилует Михаила Ходорковского, я бы счел такого человека не в меру оптимистичным фантазером.

Он не подпал под только что объявленную амнистию. Миновала его и амнистия по экономическим преступлениям, хотя первоначально бизнес-омбудсмен Борис Титов ходатайствовал перед Путиным, чтобы она его как раз не миновала. Но тогда не вышло. Против Ходорковского вовсю уже велось расследование третьего дела. Так называемого «дела экспертов». И вот на большой пресс-конференции Путин вдруг произносит: у третьего дела ЮКОСа, на его взгляд, нет перспектив. Никто не осмелился ухватиться за сенсацию. И уже за рамками своего четырехчасового общения с журналистами он выдал главную сенсацию. Он подпишет ходатайство о помиловании, которое только что подал Ходорковский. О котором, как выясняется тут же, не знал не только ни один из его адвокатов, но и даже родная мать (далее...).

ДОСЬЕ «ВМ»

Михаил Борисович Ходорковский (р. 1963) - российский предприниматель, в 1997—2004 гг. — совладелец и глава нефтяной компании «ЮКОС». В качестве мецената и общественного деятеля в эти же годы основал фонд «Открытая Россия», спонсировал многие образовательные, научные и культурные учреждения. В то же время, по отзывам соприкасавшихся с ним в бизнесе, отличался жестким стилем ведения дел.

Арестован по обвинению в хищениях и неуплате налогов 25 октября 2003 года. На момент ареста был одним из богатейших людей в мире, его состояние оценивалось в 15 млрд долларов. В 2005 году суд признал Ходорковского виновным в мошенничестве и других преступлениях. Компания «ЮКОС» подверглась процедуре банкротства. В 2010—2011 годах был приговорён по новым обстоятельствам; с учётом последующих обжалований общий срок, назначенный судом, составил 10 лет и 10 месяцев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вадим Клювгант: Приговор по второму делу Ходорковского и Лебедева должен быть отменен

Адвокат Михаила Ходорковского рассказал "ВМ" о других делах своего подзащитного.

Защитники помилованного и освобожденного Михаила Ходорковского продолжают отстаивать права своего подопечного. На рассмотрении у Верховного суда находится надзорная жалоба, поданная ранее адвокатами Ходорковского и Лебедева о незаконности приговора по так называемому второму делу «Юкоса» о хищении нефти. Как заверил «Вечернюю Москву» один из адвокатов обвиняемых Вадим Клювгант, освобождение Ходорковского и обжалование постановления Хамовнического суда – не связанные между собой вещи.

- Просто отпал один единственный вопрос – о немедленном освобождении. И то отпал он только в отношении Михаила Борисовича. Платон Леонидович, как мы знаем, до сих пор в заключении, - подчеркнул Клювгант. – Все остальные вопросы, которые поставлены в этой жалобе, касаются полной беззаконности приговора, т.е. отсутствия состава преступления и оснований уголовной ответственности (далее...).

Борис Резник: Мне кажется, Ходорковский не будет заниматься политикой

Интернет предсказуемо наполняется разнообразными версиями и предположениями о возможных причинах освобождения бывшего олигарха. «ВМ» обратилась к депутату Госдумы России Борису Резнику с просьбой дать свою оценку данному событию.

О возможных причинах освобождения бывшего олигарха "Вечерняя Москва" поговорила с депутатом Госдумы России Борисом Резником.

— Борис Львович, многие среди причин помилования Ходорковского называют приближающуюся Олимпиаду в Сочи? Ваше отношение подобного рода  предположениям?

— Предположений может быть много. Официальная версия состоит в том, что это гуманистический акт президента, вызванный прошением Михаила Ходорковского о помиловании в связи с болезнью матери, основанный также на том, что этот человек уже провел в местах лишения свободы 10 лет. Остальное уже из области конспирологии.

— Действительно ли в соответствии с законом не требуется признания вины от человека, подающего прошение о помиловании?

— Нет, такого требования в законодательстве нет. В прошении и в акте о помиловании Ходорковского тема его  к виновности не фигурирует (далее...).

amp-next-page separator