Полагаясь на собственные исследования в психоанализе, биологии и философии, Бовуар убедительно доказала, что тысячелетиями женщина была «добычей и имуществом» мужчины / Фото: Aphelis.net

Письма феминистки: 10 знаменитых цитат цитат из произведений Симоны де Бовуар

Общество

Современники славили Бовуар как обладательницу мужского интеллекта и женской мягкости. Историки говорят о ней, как об одной из самых идейных феминисток эпохи. Сейчас феминизм воспринимается как абсурдная попытка войны женщин с мужчинами. Принимаются все более жёсткие законы, теперь почти любая мелочь может восприниматься как домогательство или попытка подавления женщины. Но феминизм - борьба не с мужчинами, а борьба за равноправие, за прекращение дискриминации и против укоренившегося мнения, что женщина считается "вторым сортом".

Идеи о равенстве полов появились у Симоны вопреки её воспитанию. Она родилась в Париже, в очень религиозной и консервативной семье. Позже Симона будет вспоминать об этом в своей книге "Воспоминания благовоспитанной девицы" (1958). В детстве девочка решила, что не будет подчиняться ничьим правилам, кроме своих собственных. Её душа стремилась к революции, к независимости от мужчины, к поиску себя. Симона окончила школу в 1925 году, после изучала математику в католическом институте, литературу и язык в институте Сен-Мари. Через год получила диплом Парижского университета по общей математике, литературе и латинскому языку. В 1927 году получила диплом по философии.

На факультете искусств в Сорбонне произошло событие, перевернувшее всю ее жизнь - Симона встретилась с Жаном-Полем Сартром, основоположником экзистенциализма. Тогда молодые люди еще не знали, что им предстоит провести вместе жизнь. Они были просто студентами, входили в круг молодых философов и готовились сдать экзамен на первую ученую степень. Симона была самой младшей студенткой, да еще и единственной девушкой на курсе. Несмотря на это, она старательно готовилась к конкурсу по философии — экзамену, по результатам которого составляется общефранцузский рейтинг студентов. Она заняла второе место, а первое взял Сартр. При этом председатель комиссии пояснил: "Сартр обладает выдающимися интеллектуальными способностями, прирожденный философ же — Симона де Бовуар".

Симона и Жан-Поль дни напролёт проводили вместе. Их вкусы и взгляды настолько совпадали, что казалось, что дело идёт к свадьбе. Однако философы остались верны своим идеям. Их обоих не устраивал традиционный брак, поэтому Сартр и Бовуар договорились просто жить вместе, сохраняя друг другу интеллектуальную верность, но не осуждая связей на стороне. Они растут вместе как философы и как люди. Сартр пишет книгу "Бытие и ничто" (1943), которая вдохновляет Симону на собственное исследование. В 1949 году выходит её книга "Второй пол", в которой рассматривается личность женщины с точки зрения современной философии. Книга вызвала фурор, тиражи просто сметали с полок. Симона де Бовуар, полагаясь на собственные исследования в психоанализе, биологии и философии, убедительно доказала, что тысячелетиями женщина была "добычей и имуществом" мужчины. Она оперировала понятиями "женская судьба" и "природное назначение пола". При этом писательница считала, что женский удел несправедлив, а в жизни женщины нет свободы, самореализации и независимости.

У Симоны было стойкое неприятие брака. Она никогда не хотела детей - их ей заменяли книги. Их семейная жизнь с Сартром со стороны казалась абсурдной и неправильной, но они спокойно переносили все нападки. Свобода выбора, воли, самоосуществления личности и ее подлинного существования легли в основу их семьи. Мир обычных человеческих страстей казался философам бессмысленным, скучным и неприятным. Симона всю жизнь преподавала философию и писала книги, поэтому не могла все бросить и стать обычной домохозяйкой. Более того, Сартр и Бовуар жили в разных домах, встречаясь, чтобы пообедать вместе, отдохнуть и встретиться с друзьями. Но путешествовали они только вместе. Писатели были счастливы увидеть, как зерна их идей медленно, но верно дают всходы в головах нового поколения. Их союз был построен на уважении, доверии, общих интересах и похожих вкусах. Если появлялось увлечение на стороне, об этом всегда сообщалось. Иногда они подолгу не виделись, но все равно встретили вместе старость. И на кладбище они покоятся вместе, как муж и жена. Симона де Бовуар умерла в Париже 14 апреля 1986 года, и похоронена рядом с Сартром на кладбище Монпарнас.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку цитат Симоны де Бовуар о жизни и месте женщины в мире.

1. Худшее проклятие, тяготеющее над женщиной, — это ее неучастие в военных походах; человек возвышается над животным не тем, что дает жизнь, а тем, что рискует жизнью; поэтому человечество отдает предпочтение не рождающему полу, а полу убивающему. ("Второй пол", 1949)

2. Раз люди кончают самоубийством...значит, существует нечто, что хуже чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого. ("Прелестные картинки", 1966)

3. В своих книгах Гита охотно провозглашала более низкий уровень своего пола; она отрешалась от него, мнилось ей, мужественностью своего таланта и даже превосходила мужчин, ибо, наделенная теми же качествами, что и они, обладала, кроме того, особой, очаровательной заслугой быть женщиной. Подобное лукавство раздражало меня. ("Мандарины", 1954)

4. Современной женщине, женщине свободной, преуспевающей, - на хрен оно сдалось, сердце. ("Прелестные картинки", 1966)

5. Прежде всего идею обладания никак нельзя воплотить позитивно; на самом деле никто никогда ничего и никого не имел; а потому люди стараются осуществить ее негативно; самый верный способ настоять на том, что некое имущество принадлежит мне, — это помешать другим пользоваться им. ("Второй пол", 1949)

6. В тот день, когда женщина сможет любить благодаря своей силе, а не благодаря слабости, когда она будет любить не для того, чтобы бежать от себя, а для того, чтобы себя найти, не для того, чтобы отречься от себя, а для того, чтобы себя утвердить, — в тот день любовь станет для нее, как и для мужчины, не смертельной опасностью, а источником жизни. ("Второй пол", 1949)

7. Оказываешься на всю жизнь с кем-то в одной упряжке только потому, что в девятнадцать лет встретила именно его. Существуют ли родственные души где-нибудь, кроме литературы? ("Прелестные картинки", 1966)

8. У меня всегда вызывало раздражение, когда в ходе отвлеченной дискуссии кто-нибудь из мужчин говорил мне; "Вы так думаете, потому что вы женщина". Но я знала, единственное, что я могла сказать в свою защиту, это: "Я так думаю, потому что это правда", устраняя тем самым собственную субъективность. И речи не могло быть о том, чтобы ответить: "А вы думаете по-другому, потому что вы мужчина", ибо так уж заведено, что быть мужчиной не значит обладать особой спецификой. ("Второй пол", 1949)

9. Мужчины оценивают себе подобного в соответствии с тем, что он совершил, объективно, руководствуясь принятыми мерками. Но некоторые его свойства, в частности свойства, относящиеся непосредственно к жизни, могут интересовать только женщину; он может быть мужественным, обаятельным, удачливым, нежным, жестоким только по отношению к ней: и если он ценит в себе эти не столь очевидные качества, его потребность в женщине становится абсолютной; благодаря ей он познает чудо увидеть самого себя как Другого — Другого, который в то же время его самое глубокое "Я". ("Второй пол", 1949)

10. Если я хочу найти себе определение, я вынуждена прежде всего заявить: "Я — женщина". Эта истина представляет собой основание, на котором будет возведено любое другое утверждение. Мужчина никогда не начнет с того, чтобы рассматривать себя как существо определенного пола: само собой разумеется, что он мужчина. ("Второй пол", 1949)

amp-next-page separator