«Люблю березу русскую, то светлую, то грустную»
Кудрявую, скромно-горделивую, раскидистую, стройную, поникшую. Но всегда ли так было? Если обратиться к русской литературе 19 века, то никаких особых дифирамбов этому растению мы не найдем. Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Фета, Бунина… Лишь в 1913 году «певец русской природы» Сергей Есенин написал лирические строки:
Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром
Давайте подумаем – почему это дерево было не в почёте у российских поэтов и писателей вплоть до начала 20 века? Свои варианты размышлений на эту тему оставляйте в комментариях.
Ответ: Читатели «Вечёрки» – очень наблюдательные люди. Берёза, действительно чадит при растопке. Это сгорает береста, в которой содержится много дёгтя. Да, немного дымно, зато горение очень интенсивное. Кстати, именно поэтому бересту и сегодня используют для разжигания костров и печей – лучше всякой бумаги. Ну а в былые времена дёготь добывали из бересты в промышленных масштабах и использовали его для смазки колес, обуви, конской сбруи, приготовления лекарств. Кроме того, из бересты делали туески, из веток – веники для бани, а весной добывали сок, из которого делали освежающий березовый квас. Березовые дрова имеют оптимальное соотношение цена/качество. Они не очень дорогие, но выделяют при горении много тепла. Меньше, чем дуб, но больше, чем осина, липа, сосна или ель. Поэтому назвать березу «бесполезным деревом» было бы несправедливо.Береза, действительно, одна из первых осваивает места пожарищ. Но лишь потому, что на открытой местности, например, хвойные породы расти не могут. Они поселяются потом, в прозрачной тени берёзовых крон и со временем, как кукушата, полностью вытесняют белоствольные деревья, образуя хвойный бор.В середине 19 века Петр Вяземский, как верно заметил наш читатель, действительно, посвятил одно из своих произведений березе, но лирическим его вряд ли можно назвать:Средь избранных дерев березаНе поэтически глядит;Но совсем иная тональность у Александра Прокофьева, который почти век спустя, написал известные строчки, которые вынесены в заголовок этой статьи.И все же что это за рубеж – начало 20 столетия? Здесь уместно вспомнить шутливое стихотворение Валентина Берестова, в котором содрержится исчерпывающий ответ:Чего не знал великий Пушкин?Не знал он ни одной частушки,Не видел ни одной матрешкиВ их лакированной одежке.Березу символом РусиНе звал он, Боже упаси.Она не шла для этой роли,Поскольку ей тогда пороли.
Совершенно прав оказался читатель, предположивший, что проблема была этической и заключалась в том, что из веток березы делали розги. Действительно, долгое время береза ассоциировалась, прежде всего, с телесными наказаниями, которые в России были отменены только в августе 1904 года.