Солдаты Родины. Эпохи разные, воинский долг един для всех

Общество
В преддверии Дня защитника Отечества «ВМ» решила разобраться, чем современная солдатская лямка отличается от той службы, которую тянули ребята в 80–90-х годах прошлого века.

19 февраля  мы пообщались с людьми, честно отдавшими Родине воинский долг, — сержантом Владимиром Петровым, младшими сержантами Павлом Заикой и Ринатом Жамалетдиновым. Между нашими собеседниками не просто годы разницы — целая эпоха.

Станочник 3-го разряда Владимир Петров пошел в армию в апреле 1976-го, отслужил два года. Выпускники столичной кадетской школы № 1721 Паша и Ринат призывались в 2012-м, срок службы — 12 месяцев.  

Проводы

— Я из деревни Леоново, что в Воскресенском районе Подмосковья, — рассказывает Владимир. — На проводах собирали всех друзей, одноклассников, накрывали стол.

Отгуляв, поехал в военкомат в городе Железнодорожном, где я был прописан. С призывного пункта — плацкартом на Украину, в город Шепетовку, где была учебка.

Судя по рассказам Паши и Рината, с тех пор традиции проводов в армии не изменились.

Так же собирались за накрытым столом родные, друзья и любимые девчонки. Тосты, танцы. А утром следующего дня — военкомат, медкомиссия, распределительный пункт на Угрешке...

Обмундирование и амуниция

Одно из явных отличий нынешней армии от той, прежней, — обмундирование. Владимиру форму выдали лишь в учебке.

— Помню, едет на телеге старый украинец, а мы в баню первый раз идем, перед тем как форму получить. Дед к одному: мол, дай шапку, все равно тебе форменную выдадут.

И тут сотни шапок самых разных полетели в телегу. Столько шапок за всю жизнь ему не сносить, — говорит он.

Ринат и Павел все получили еще на распределительном пункте. Одежда подбиралась строго по размеру, а обувь — по ноге. Ринат отправился служить в подмосковный Солнечногорск, Павел — в Нижегородскую область.

А привычные Владимиру кирзовые сапоги сменили удобные ботинки с высоким берцем. Советскому солдату по тогдашним нормативам полагались две пары «кирзачей» на весь срок службы. В них и кроссы бегали, и в наряд ходили.

Современному российскому защитнику страны выдают две пары повседневной обуви (летнюю и зимнюю) плюс две пары кроссовок для спортивных занятий.  

Фото: Вечерняя Москва

Кормежка

— Кормили на убой, — вспоминает Владимир Петров. — Горох, свинина, щи, масло.

Хлеб — в неограниченных количествах. Я когда в армию пришел, весил 80 килограммов, а уходил — 96 кило. Особенно хорошо кормили после добровольной сдачи крови: варенье, конфеты, кофе, сахару больше нормы, вафли и торты.

Правда, так в те годы везло не всем. Нередко основу рациона составляли пшенная и перловая каши да пустые щи с запахом тушенки. Бывало и не раз, что солдатики-первогодки сидели на голодном пайке.

Вот и второе явное отличие: нынче в армии не голодают.

— У нас в столовой к обеду всегда было два вида салата, — говорит Павел Заика. — На первое — борщ, солянка, уха. На второе — мясо, курица, котлеты, сосиски. Рыбу давали, пельмени. На гарнир — макароны, гречка, картошка.

Соки, чай, кофе, компот. Порции хорошие, а если дружишь с поварами, то очень хорошие.

Ринат на режим и нормы питания тоже не жалуется.

— Знаете, у нас вообще шведский стол был: 14 видов закусок и салатов. Это не считая первого, второго. Даже если понемногу всего возьмешь, уже хватает, — добавляет он.

Физподготовка

Владимир вспоминает три вещи, которые делали сильнее и выносливее советских бойцов: ежедневно — кросс на семь километров, бег в противогазе. И электромашинный усилитель… Эта огромная деталь часто использовалась в тренировке проштрафившегося бойца. Брали эту штуку на спину и таскали вокруг казармы.

Сегодня бойцы повышают свои физические кондиции в современных спортзалах (зимой) и на площадках (летом). В стандартном наборе: разминка, турник, брусья, бег, отжимания-приседания.

На время занятий переодеваются в спортивные костюмы и кроссовки. После «физухи» — обязательные гигиенические процедуры. При желании к услугам военнослужащих — комнаты релаксации.   

Неписаные правила

Армия изменилась. Но в чем сходятся герои нашей публикации, так это в том, что как раньше, так и теперь в армии больше всего не любят три категории людей: тех, кто тайком и в одиночку ест, отлынивает от своих обязанностей и стучит на товарищей.

МНЕНИЕ

Пройти испытание на прочность желаю

Иван Петров:

Сегодня от армии уже никто особенно не бегает.

Да и военкомат ни за кем особо не охотится.

Наоборот, не каждому молодому человеку находится место в призыве. Некоторые призывники идут служить, конечно, и по приземленным соображениям — по новым правилам без военного билета не возьмут в госкорпорацию, где можно сделать хорошую карьеру, уже не говоря о работе в силовых ведомствах.

Но на мой взгляд — не это главный стимул, которым руководствуются российские парни. Как ни крути, а патриотический дух среди молодежи растет. Служить становится престижно.

И словно сама собой вернулась мужская такая идея — большинство молодых людей желают пройти испытание на прочность.

Один знакомый срочник, он служит в полку связи ВДВ, признался, что одной из причин, по которой он сам отправился на службу, стало желание проверить надежность отношений с любимой девушкой. Паренек грезит о карьере актера и считает армию прекрасным жизненным опытом.

Другой, мотострелок, отправился тянуть солдатскую лямку, уже имея диплом о педагогическом образовании. Решил на себе испытать, что такое тяготы и лишения. Пожалуй, это лучше, чем дауншифтинг.

Еще лет пять-десять назад родители были бы только счастливы, если вдруг у их сына нашли какое-нибудь заболевание, не совместимое со службой. Но сегодня белый билет не в чести не только у большинства призывников, но и у их родителей. Сын одной знакомой не прошел медкомиссию из-за заикания. Казалось бы, матери радоваться, что единственный отпрыск останется дома, а она приуныла. Мало того что без отца рос, да еще и парнишка сам по себе хулиганистый — армия ему очень бы пригодилась. Ведь 18 лет — возраст сложный. Человек уже не ребенок, но и не взрослый еще.

Формируется, выковывается характер, определяются привычки, в том числе, увы, и вредные. Особенно важно, чтобы в это время ориентирами стали не маргиналы в подъезде, косящие под крутых, а настоящие мужики. Может, в чем-то жесткие, но состоявшиеся в жизни и знающие, что к чему. Даже пример командира-самодура может сослужить хорошую службу — парень будет знать, что плохой человек — это плохой. И не станет романтизировать подонков, как это часто происходит по отношению к мелким дворовым уголовникам, умело пускающим пыль в глаза и манипулирующим сознанием молодежи. Армия быстро научит распознавать, кто друг, а кто враг.

В общем, солдаты, легкой вам службы и тяжелого дембельского альбома!  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пока у большинства людей существует страх перед воинской службой

Управление культуры Минобороны в Российской армии — структура абсолютно новая.

Решение о его создании весной прошлого года принял глава военного ведомства Сергей Шойгу. Однако за это короткое время управление успело придумать несколько десятков креативных идей, которые не раз становились предметом общественных дискуссий.

Основная заслуга в этом культурном армейском прорыве принадлежит ее руководителю, главному армейскому «культурологу» Антону Губанкову. Какая «культурная программа» ожидает Вооруженные силы и что уже сделано — об этом наш разговор с военным чиновником. (читайте далее...)

Боевых учений много. Это радует

Накануне Дня защитника Отечества корреспондент «ВМ» поговорила с Игорем Прокопенко, автором и ведущим телепрограммы «Военная тайна».

На его счету множество проектов: «Армии мира», «Тайная дипломатия», «Чеченский капкан», «Территория заблуждений».

Игорь Прокопенко — человек военный, окончил Суворовское училище, служил в ПВО. После этого посвятил себя журналистике.

— Как вы оцениваете положение дел в армии?

— С приходом министра Cергея Шойгу впервые за многие годы армия от слов, скандалов и пиара перешла к конкретным делам. Это тот процесс, который ждали долгие годы.

Новый министр перевел все происходящее в Министерстве обороны в ежедневную работу по повышению боеготовности, по улучшению обеспечения офицеров жильем и бытовых условий жизни солдат. Никогда за прошедшие десятилетия со времен распада СССР наша армия не имела столько боевых учений и работы. (читайте далее...)

amp-next-page separator