За несколько дней до своей таинственной гибели Дизель писал о своей убежденности в том, что вскоре будет изготовлен двигатель, работающий на неочищенной нефти и говорил, что тогда цель всей его жизни будет достигнута / Фото: Wikipedia,org

7 интересных фактов из биографии Рудольфа Дизеля

Общество
18 марта 1858 года в Париже родился легендарный изобретатель Рудольф Дизель.

Феодор Дизель, немецкий иммигрант, владел небольшой мастерской в Париже. Но в 1870 году он вместе с женой и сыном он ухал в Лондон из оккупированной немецкими войсками Франции. В 1871 году семья поселилась в немецком городке Аугсбурге, а ещё через девять лет Рудольф с отличием окончил Высшую политехническую школу в Мюнхене, получил докторскую степень и уехал в Швейцарию. Там он практиковаться на машиностроительной фабрике братьев Зульцер, где проявил прилежание и острый ум.

Мюнхенский профессор Карл фон Линде предложил Рудольфу место директора филиала своей фирмы в Париже. Изобретатель "холодильника Линде" и заинтересовал Дизеля тепловыми двигателями - паровыми и только-только появившимися моторами внутреннего сгорания. Рудольф работал не покладая рук, но так и не мог создать двигатель с КПД выше 10-12 процентов. Озарение пришло внезапно - в 1890 году Дизель переехал в Берлин и заменил аммиак в двигателях Линде нагретым сжатым воздухом. О своем открытии он позже писал: "В неустанной погоне за целью, в итоге бесконечных расчетов родилась наконец идея, наполнившая меня огромной радостью, - нужно вместо аммиака взять сжатый горячий воздух, впрыснуть в него распыленное топливо и одновременно со сгоранием расширить его так, чтобы возможно больше тепла использовать для полезной работы".

28 февраля 1892 года Дизель подал заявку на патент "нового рационального теплового двигателя", а через год он уже держал в руках бумагу, подтверждавшую его право на революционное изобретение. 34-летний доктор наук мечтал покорить мир. Несмотря на скепсис ведущих специалистов, Дизель смог заручиться поддержкой таких покровителей, как заводы Круппа в Эссене и машиностроительная фабрика в Аугсбурге (будущий МАН). Первый эксперимент закончился взрывом двигателя весом в 4,5 тонны. Но уже через пять месяцев, в январе 1895 года, двигатель Дизеля работал целую минуту и при 88 оборотах развил 13,2 лошадиных сил. Однако из-за ужасного перегрева прогорал поршень и ломались клапанные пружины. Рудольф решил, что вместо жидкого бензина в качестве топлива лучше использовать его пары. Цилиндр снабдили системой охлаждения, вмонтировали свечу зажигания, отказавшись от принципа открытия Дизеля - самовоспламенения от сжатия. Полгода испытаний - и никакого движения вперед.

Ошибка Дизеля обошлась в 30 тысяч марок, но Рудольф сумел убедить своих покровителей в близком успехе. Он вернулся к своему принципу, и уже в конце 1895 года мотор Дизеля работал 17 суток без перерыва. Ещё два года на доработку и двигатель представили широкой публике. Махина высотой в три метра разгонялась до 172 оборотов в минуту и при диаметре единственного цилиндра 250 мм и ходе поршня 400 мм "выдавал" от 17,8 до 19,8 л. с., расходуя 258 г нефти на 1 л. с. в час. При этом КПД был в два раза выше, чем у паровой машины. На пороге сорокалетия Дизель совершил прорыв. Деньги хлынули рекой, за патентами Дизеля выстраивались в очередь крупнейшие машиностроительные магнаты.

Дизель забросил исследования и бросился зарабатывать деньги. Он основал предприятие по строительству электропоездов и финансировал католические лотереи, покупал и продавал фирмы и заводы, спекулировал нефтеносными участками, купленными по совету Эммануила Нобеля... Ему поразительно везло - как только он оказывался на грани банкротства, что-то тут же вытаскивало его из пучины. Полежав в психиатрической клинике и поправив здоровье, Дизель вновь взялся за исследования - и уже через несколько месяцев в военное ведомство кайзеровой Германии поступил многоцилиндровый судовой двигатель для броненосца. На изобретатель вновь посыпались деньги, однако насладиться богатством в полной мере он так и не успел.

29 сентября 1913 года в бельгийском порту Зебрюгге Дизель взошёл на палубу парохода "Дрезден", направлявшегося в Англию. Он прочитал приветственную речь за капитанским столиком, и после ужина отправился к себе в каюту. С тех пор его никогда никто не видел. Газетчики были в восторге - тайна гибели Рудольфа Дизеля ещё долго будоражила умы. Была версии, что германская разведка убрала слишком жадного изобретателя, или что он был английским шпионом, а семья настаивала на самоубийстве - не старый ещё инженер успел составить довольно подробное завещание. За несколько дней до своей таинственной гибели Дизель писал о своей убежденности в том, что вскоре будет изготовлен двигатель, работающий на неочищенной нефти и говорил, что тогда цель всей его жизни будет достигнута. Он так и не увидел, как по дорогам поехали автомобили с "с воспламенением от сжатия".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных фактов из биографии изобретателя.

1. На протяжении десяти лет Дизель работал на профессора Карла Линде - за это время он создал сотни чертежей двигателя абсорбционного типа, работавшего на аммиаке. Он рассчитывал работу миниатюрных моторчиков для швейных машинок до гигантских стационарных аппаратов, потребляющих, помимо прочего, и солнечную энергию.

2. Дизель был очень тщеславным человеком. После получения патента он написал семье в Мюнхен: "Моя идея настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать - я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!"

3. Создание работающего двигателя перевернуло мир Дизеля. Он купался в богатстве, построил шикарный особняк стоимостью в 900 тысяч марок, а содержание этого дома обходилось ему в 90 тысяч ежегодно. И, самое удивительное - когда он начал все эти приобретения, ни один мотор "системы Дизеля" ещё не был продан.

4. Первые дизели, доставленные заказчикам, оказались нерабочими. Кредиторы накинулись на Дизеля со всех сторон, он был на грани банкротства, его фирма закрылась... Но Рудольф отправился в Париж и со своим двигателям выиграл Гран-при Всемирной выставки, утерев всем нос и доказав, что его мотор работает прекрасно.

5. Дизель был коммерсантом до мозга костей, к тому же, не питавших патриотических чувств ни к одной стране мира. Надвигалась Мировая война, а он продавал судовые двигатели и немцам, и итальянцам, и англичанам, и французам, нисколько не заботясь о грядущем.

6. Вероятно Рудольф Дизель вообще не изобретал "двигатель Дизеля". После его таинственного исчезновения в его бумагах нашли документы, где говорилось, что Дизель в 1898 году заплатил 20 тысяч марок Эмилю Капотайну, Юлиусу Зонляйну и Отто Кёллеру в качестве компенсации. Трое немецких инженеров подали на него жалобу за нарушение их патентов "принципов конструкции двигателя внутреннего сгорания с автоматическим воспламенением", но до разбирательств дело так и не дошло.

7. А в 1855-1890 английский инженер Херберт Эйройд Стюарт усовершенствовал мотор, работающий на тяжелом топливе. Он так же запатентовал свои открытия, но кроме этого, англичанин построил действующий прототип мотора с форсункой и предкамерой, подогреваемой при пуске отдельной бензиновой лампой. Но Херберт даже не подал в суд за нарушение прав.

amp-next-page separator