Нас и здесь неплохо кормят. «Вечерка» убедилась: горожанам продуктов хватит

Общество
25 марта наши корреспонденты отправились на Преображенский рынок столицы и удостоверились: санкции, которыми пугают Россию страны ЕС и США, нам не страшны. Продуктов у нас хватает.

CША и страны ЕС грозят России экономическими санкциями. Звучат и угрозы о расторжении контрактов на поставку продовольствия. Много ли у нас импортной еды? Можно ли заменить ее отечественной? «Вечерка» решила провести расследование.

ЕВРОПЕЙСКОЕ МЯСО ЗАМЕНИМ НА КУРСКОЕ

— Ситуация в Москве похожа на ту, что в среднем по стране, — заявил зампреда Комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский. — Например, доля импортного мяса превышает 55 процентов, масла — 50 процентов, рыбы — 30 процентов. Однако зачастую качество импортных продуктов уступают нашим аналогам! Между тем столичные власти уже проанализировали ситуацию с продовольствием в Москве в связи с возможным введением ЕС экономических санкций. Как заявил руководитель Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, Москва в случае санкций переориентируется на более тесное сотрудничество с партнерами по БРИКС — союзом Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики.

— Если страны, входящие в НАТО, прекратят поставки продуктов, то торговые сети будут искать новых поставщиков ягод и фруктов, а мясоперерабатывающие комбинаты, работающие с импортным сырьем, — других поставщиков свинины и говядины, — пояснил чиновник.

Сейчас до 40 процентов мяса, закупаемого столицей за рубежом, поступает из стран, входящих в НАТО. Все шесть мясоперерабатывающих комбинатов Москвы, пусть и в разной степени, но зависят от импорта. При этом примерно пятая часть мяса Москва получает из Бразилии. В случае введения санкций, как планируется, эта доля будет увеличиваться. Больше того, для поставок будет использоваться весь потенциал Южной Америки. А еще — мощности агрохолдингов Курской и Белгородской областей. А вот курятину, по данным департамента, Москва планирует получать также из других областей России и Белоруссии.

Покупатели давно заметили, что цены на молочные продукты и яйца растут как на дрожжах. С ценами на другие продукты питания дело обстоит не так плохо. / Фото: РИА Новости

ОРИЕНТИРУЕМСЯ НА ЮЖНУЮ АМЕРИКУ

Сложнее с фруктами. Столица закупает за рубежом около 85 процентов фруктов и ягод. Причем около половины привозятся из Испании, Польши, Голландии — то есть из стран, входящих в НАТО. К сожалению, большая часть продаваемых в Москве фруктов вообще не растет, поэтому Москва планирует развивать более тесное сотрудничество с другими странами. Те же яблоки и груши, например, уже активно поставляет Китай. Бананы и апельсины — страны Латинской Америки.

Что касается ягод, то, как уверяют эксперты, следует рассчитывать на страны ближнего зарубежья. Это прежде всего Узбекистан, Таджикистан, Молдавия, и Азербайджан. В последнее время серьезно развивается и аграрный комплекс Грузии, который может производить не только вино и минералку.

ПОМОГУТ БРАТЬЯ-БЕЛОРУСЫ

Столичный Департамент торговли уже связался с экспертами Российского союза предприятий молочной промышленности. Они сделали свой анализ ситуации и считают, что нужно увеличивать поставки из Белоруссии. Кстати, уже сейчас 90 процентов производимой молочки Белоруссия ввозит в Россию. Если наши братья-славяне нарастят темпы производства, то московский рынок может возместить все потери в поставках из других стран. Например, из Финляндии. Проблемы могут возникнуть разве что со сливочным маслом, ведь сейчас большая его часть поступает в город из Новой Зеландии, которая тоже грозит санкциями.

Правда, куда новозеландцы денутся без российского рынка сбыта, одного из самых объемных в мире, — пока неясно.

А ИЗ КРЫМА - ВИНО

Если Испания, Италия и Франция перестанут поставлять нам вина — не беда. Власти Москвы делают ставку на крымскую продукцию! — Вполне возможно, мы будем закупать крымские вина, — заявил глава Департамента торговли Москвы Алексей Немерюк.

По его словам, столичные власти обсудят перспективы развития торговых отношений между Москвой и Крымом совместно с Минпромторгом России.

Тем временем крымские власти уже решили провести в Москве выставку-ярмарку товаров полуострова.

— Мы имеем возможность поставлять вина наших крупнейших поставщиков — заводов «Массандра», «Новый свет», а также фрукты, овощи, кондитерские изделия, — заявил Темиргалиев.

Как уверяют российские власти, аграрный сектор Крыма с этого года начнет стремительно развиваться благодаря инвестициям. А значит, у Москвы появится новый большой поставщик продуктов питания и прекрасных вин.

Обойдемся без ножек Буша и чешского пива

Никита Кричевсвкий, профессор, доктор экономических наук:

Импортных продуктов в России — до 75 процентов. Но это если учитывать полуфабрикаты. Импортных продуктов как таковых — менее 50 процентов. Что касается санкций, то не факт, что их введут. Сельскохозяйственный сектор США очень зависит от поставок своей продукции в Россию.

Ведь если американцы запретят поставку продуктов, они будут обязаны компенсировать поставщикам убытки.

А это огромные деньги.

К тому же у сельхозпроизводителей и так серьезные проблемы. Они вынуждены выливать молоко и бесплатно раздавать продукты на улицах, чтобы те не испортились… Даже если санкции введут, мы вполне можем обойтись без американской курятины. Наше птицеводство в последние годы и так серьезно выросло, а запрет на ввоз ножек Буша и вовсе приведет к его расцвету, ведь освободится большая рыночная ниша, которую тут же займут россияне.

Не будет проблем с хлебом и хлебобулочными изделиями — они у нас местные, российские. Не будет проблем с макаронами и морепродуктами. Большая часть этого товара импортная, но делается из нашего, произведенного в России, сырья. Схема проста: продукт производится за рубежом, а счета фирмы зарегистрированы где-нибудь в офшорной зоне, чтобы меньше налогов платить.

Если санкции введут, то мы, я уверен, очень быстро наладим производство продуктов внутри России.

Куда более серьезно мы зависим от поставок молочной продукции. Будем искать новых поставщиков, например, в Белоруссии.

Что касается говядины, то тут проще: поставки идут из стран Латинской Америки, которые, насколько я знаю, не собираются вводить никаких санкций. Да, пропадет швейцарский шоколад, но разве это страшно? Пропадет чешское пиво — будем пить свое, тем более что у нас уже есть пиво, которое идет на экспорт. В любом случае в ближайшие полгода-год перед нашим аграрным сектором встанет вопрос импортозамещения. Ведь курс доллара существенно вырос, а значит, все иностранные продукты существенно подорожали. Спрос на них снизится, можно производить больше своих товаров, вытеснять импорт — раз появился такой шанс. Если нам перестанут поставлять картошку из стран ЕС или Египта, мы только выиграем — начнем своей больше выращивать.

Бюджету только на пользу.

А мылом моемся российским

— При введении санкции может пострадать рынок косметики. Более половины косметических средств у нас импортные, — пояснила «Вечерке» исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова.

Вместе с тем, как считают эксперты, мы вполне можем переориентироваться на очень качественную, из натуральных ингредиентов, косметику из Израиля и Белоруссии.

А в провинции и сейчас преобладают российские гели, шампуни, жидкое мыло и зубная паста.

Помогут огромные рынки

Москва потребляет в год 4 миллиона тонн свежих продуктов, в том числе 570 тысяч тонн картофеля, 725 тысяч тонн фруктов и ягод, 843 тысячи тонн овощей, 273 тысячи тонн рыбы, 475 тысяч тонн молока. Чтобы не зависеть от Европы, в 2015 году город приступит к строительству трех крупных агрокластеров.

— Они появятся на Ленинградском, Киевском и Варшавском шоссе, — заявил глава Департамента торговли Алексей Немерюк.  

На еду тратим четверть бюджета

На еду москвичи расходуют 24 процента бюджета семьи. Тогда как в среднем по стране — 36 процентов. Об этом сообщает Росстат.

По данным ведомства, за последние десять лет расходы москвичей на продукты питания выросли в два с половиной раза, но доля зарплаты, потраченная на продукты, снизилась почти вдвое.

— В целом же традиционно на покупку товаров и услуг у жителей столицы уходит 66 процентов их доходов, — заявил глава Департамента экономической политики и развития Максим Решетников.

amp-next-page separator