Гололед не пройдет
В конце марта неожиданно Москва перенеслась в лето. Несколько дней в столице стояла почти июньская погода в «плюс» 20 градусов! Измученные долгой зимой горожане с радостью скинули шапки-шубки, но не тут–то было. Природа быстро вернула все на круги своя, напомнив, что мы живем в северной стране и на календаре еще ранняя весна, а значит возможен и снег, и ветер и конечно же гололед – главная головная боль, с которой приходится сталкиваться нам на протяжении нескольких месяцев. И не только нам. Вопрос: как победить гололедицу, волнует многие «северные» страны.
Например, скандинавские страны борются с гололедом, посыпая свои шикарные автобаны солью и гранитным камнем. В Финляндии на это по данным местного Центра экономического развития, транспорта и окружающей среды, расположенного в городе Уусимаа, ежегодно тратят более миллиона евро. А летом еще столько же сил и средств уходит на то, чтобы справиться с пылью, которая кружит в воздухе. Причинами пылевых бурь, как обнаружилось в ходе недавнего совместного исследования ученых Норвегии и Финляндии, стали шипованная резина и гранитный камень. Два этих неизменных атрибута зимнего сезона очень сильно изнашивают дорожное полотно.
В результате такой «терки» воздух наполняется миллионами микрочастиц асфальта, битума, гранита, бензина и других вредных веществ. Весь этот пыльный «коктейль» оседает в легких и может вызывать онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Поэтому скандинавские ученые рекомендовали сократить использование шипованной резины (которая, к слову, запрещена во многих европейских странах), а так же перейти на более мягкие породы щебня. Например, в Стокгольме центральные улицы сейчас посыпают мрамором.
Обрабатывать тротуары мраморной крошкой в Москве стали 3 года назад. Он не ломает механизмы метрополитена, не портит покрытие. Бело-серые камешки попав под ноги не дают скользить пешеходам. При этом попав на газоны они улучшают фильтрацию почвы и постепенно разрушаются, так как по сути это спрессованный мел. Для того, чтобы подсыпка зацепилась за лед, крошку смешивают с небольшим количеством пищевой соли и формиатом натрия. Такой состав за 3 года в гололед спас здоровье нескольких тысяч людей. Травматизм пешеходов с применением противогололедных материалов в Москве сократился в 2,5 раза.
На дорогах в столице используют жидкие и твердые смеси на основе минеральных веществ и ингибиторов коррозии. Все компоненты проходят лабораторные испытания и безвредны для человека, говорят медики.
- Единственное вещество, которое в теории может оказать влияние на организм человека - это формиат натрия, - пояснил кандидат медицинских наук, аллерголог-иммунолог Юрий Халиулин. - Однако, оно может вызывать раздражение верхних дыхательных путей только при использовании в больших концентрациях, а этого на дорогах нет. Весенний всплеск аллергических заболеваний (поллиноз, бронхиальная астма) связан с воздействием пыльцы растений на людей, имеющих аллергию, и не имеет никакого отношения к противогололедным смесям.
В реагентах формиата натрия всего несколько процентов, этого достаточно, чтобы снизить коррозионную активность на металл остальных веществ, защитить обувь от воздействия соли, помочь мраморному щебню закрепиться на льду, но вызвать дискомфорт у человека такой объем не может. К тому же при контакте со снегом формиат тут же распадается на углекислый газ и воду. За это свойство формиат натрия признан во всем мире самым экологически безопасным реагентом.
По данным Мосэкономониторинга за 3 года использования многокомпонентных смесей на территории «старой Москвы» химический состав почв заметно улучшился. Участков с сильным засолением практически не осталось, а уровень хлоридов (солей, негативно влияющих на рост растений) сократился более чем в 3 раза.
Такие результаты связывают с переходом в 2011 году на противогололедные материалы нового поколения, состав которых подбирался российскими учеными. Пока в странах северной Европы ломают голову, как побороть гололед, в российской столице решение уже нашли.