Есть одна у летчика мечта...
Одна цифра просто поразила меня: 34 — столько типов боевых самолетов он освоил! Начинал со знаменитых бомбардировщиков У-2 и УТ-2, а заканчивал сверхзвуковыми МИГами и «сушками». Ну, допустим, У-2 выглядят не устрашающе. Но МИГи, но современные СУ… Вообще, летать не страшно?
— Что вы! — засмеялся Николай Иванович.
— Хотя профессия, конечно, мужская. И сложная, и романтичная.
— И все же, что вам больше всего запомнилось?
— Хм... Пожалуй, расскажу не о боях, не об испытаниях… А о встрече с Покрышкиным. Она круто изменила мою жизнь.
Я ведь начинал как морской летчик. И вот на аэродром «Бельбек» под Севастополем приехала важная комиссия, а с ней Александр Иванович… Покрышкин выслушал доклад летчика.
Спросил:
— Как вы, товарищ майор, относитесь к переходу вашего полка в состав войск ПВО? — Положительно, — ответил бравый Москвителев.
— А морскую форму не жалко менять?
— Жалко.
— Молодец! Не кривишь душой! Поговорили еще. С той встречи Покрышкин опекал летчика. Как и многих других, в ком увидел талант, силу духа и честность — по сути, этот легендарный летчик и военачальник воспитал для страны целую плеяду профессионалов! Николай Иванович считает его вторым отцом. Говорит, что именно у него учился поддерживать молодежь (а это дело и рисковое, и непростое! Да и не самое благодарное, если честно).
В апреле 1977 года Москвителев стал командующим ПВО всей страны. Конец 70-х — время вроде мирное… — И все же воздушные границы СССР часто нарушались. Я работал почти без выходных. Как мы действовали? По-разному. Помню, американские самолеты-разведчики повадились залетать к нам со стороны Японии. Как же их отогнать? Я предложил нашим лучшим летчикам поднять в небо свои МИГи и, не тесняясь, показать мастер-класс… Американцы посмотрели. И надолго отстали.
В жизни любого военного есть критический рубеж — увольнение в запас. Большая-пребольшая проблема — чем-то осмысленным заполнить образовавшуюся пустоту. А кем стал на гражданке Москвителев? — Помощником генерального конструктора ОКБ имени Микояна. А последние 20 лет я главный советник Пилотажно-исследовательского центра Летно-исследовательского института им. Громова. Кроме того, член общественной организации «Российское воинское братство».
Читаем школьникам лекции, поддерживаем бывших военных...
Много чего делаем — в тесном контакте с Комитетом по общественным связям правительства Москвы.
У меня, кстати, прекрасные отношения и с главой Департамента социальной защиты населения Москвы Владимиром Петросяном — он активно помогает ветеранам… Что ж, здоровья вам, Николай Иванович! И вашим товарищам по воинскому братству — тоже.
БИОГРАФИЯ
Николай Москвителев родился 27 июля 1926 года. До фанатизма преданный летному делу человек. Очень много летал, неоднократно проявляя мужество и героизм при освоении и испытаниях образцов сверхзвуковых истребителей-перехватчиков.
Всего освоил 34 типа самолетов, налетав на истребителях почти четыре тысячи часов. Прирожденный летчик-истребитель, ученик великого Александра Покрышкина, в 1977–1987 годах он возглавлял авиацию ПВО страны, был председателем госкомиссии по испытаниям таких самолетов, как МиГ-25, МиГ-23МЛД, Су-27, МиГ-31, А-50, М-17.
Николай Москвителев — один из самых авторитетных на сегодня людей в мире авиации.
Перечислить все его регалии непросто. Он — генерал-полковник, заслуженный военный летчик СССР (1968), кандидат военных наук (1984). Кавалер орденов Октябрьской Революции, Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, трех орденов Красной Звезды, орденов Болгарии и ГДР, а также 24 медалей, в том числе «За победу над Германией в Великой Отечественной войне». Николай Иванович возглавляет совет Клуба заслуженных летчиков и штурманов. Недавно отметил 70 лет службы в авиации.
Книга «Линия жизни». Из воспоминаний автора
«Некоторые люди утверждают, что профессия — только часть нашей жизни. С такой теорией я в корне не согласен. Как младенец связан с утробой матери пуповиной, так и настоящего авиатора до конца жизни не отделить от неба, а моряка от моря...Летчик, особенно истребитель, испытывает наивысшее состояние души, ощущает неземное чувство, когда он один в бескрайнем темно-фиолетовом небе на высоте 20 000 метров на скорости, равной двум, трем скоростям звука. Я считаю очень счастливыми те годы, когда был учеником великих рыцарей неба, когда сам учил тех, которые стали впоследствии крупными авиационными руководителями, когда принимал самое активное участие в создании, испытаниях и внедрении в войска новейшей техники, когда общался и работал с крупнейшими учеными, летчиками-испытателями СССР, России и всех ведущих стран мира.
Если смена поколений происходит через 20 лет, то мною пройдено уже несколько поколений. Я называю их 70 счастливыми годами в авиации. У первого поколения, поколения фронтовиков, я учился и набирался опыта. Со вторым поколением летчиков-перехватчиков, оседлавших грозную сверхзвуковую технику, мы днем и ночью охраняли небо. Предотвращали любые нарушения воздушных границ СССР.
Третье поколение — поколение летчиков-испытателей. Настоящая элита богатырей неба, до фанатизма преданных профессии и Родине».