Первый юбилей советской «Вечерки»

Общество
20 апреля 1927 года «Вечерней Москвой» отмечался первый юбилей - 1000-й выпуск газеты. В этот день несколько полос «Вечерки» были посвящены алгоритму создания газеты.

И сегодня, когда «Вечерняя Москва» перешагнула свое 90-летие, будет любопытно узнать, как создавался в те времена свежий номер газеты и как чествовали коллектив.

Режим работы «Вечерки» образца 1927 года рассекретили газетчики той поры:

«6 часов утра… Город еще спит, а в типографии «Вечерней Москвы» уже заканчивается набор срочных материалов на печатных машинах.

В 7 часов утра начинаются работы утренней редакции. Появляются первые репортеры - «полпреды» печати во всех областях жизни города, принимающие телеграммы. «Московский отдел» отправляет хроникеров на места важных событий.

К 9 часам работают уже все отделения утренней редакции. Стучит «Клейн-шмидт», принимающий информацию из Ленинграда. Без устали звонят телефоны, передающие срочные сообщения. Начинается верстка номера-всех четырех страниц сразу.

Между 10 и 11 часами работа редакции достигает высшего напряжения. Отчеты о заседаниях, съездах принимаются с телефона, чтобы через 10 минут в отредактированном и отлитом в металл виде- уже стоять на полосе.

К 12 часам, когда сдается в набор «последняя минута», очередной номер готов.

О, еще не для читателя! Всего только для стереотипа, для ротационных машин. При этом, каждую секунду телеграф и радио могут изменить планы сверстанного номера.

- Подробности налета в Пекине. - Новое постановление Моссовета. - Еще один пожар автобуса…

Как быть? Словно ужаленный ядовитой змеей - мечется «выпускающий». Будто в гигантский барабан бьет щетка «тискальщика». В редакционной комнате принимается решение - Выбросить маленький фельетон и вставить постановление Моссовета. Оба горящих автобуса поставить рядом. Вставьте Чжан-Цзо-Лина…Работа делается на «нервах». На нервах газетных работников, весь процесс работы которых протекает в лихорадочном темпе.

И полосы снова готовы, чтоб быть подхваченными и спущенными вниз, где их ждет кипящий металл, сложная громада ротационки, сотни рук мальчиков-газетчиков».

О чем писала «Вечерка» 25 февраля — 3 марта 1926 года. / Фото: «Вечерняя Москва»

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

• В 1927 году «Вечернюю Москву» ежедневно покупали 110 тысяч читателей ( в столице тогда проживало 2 миллиона граждан).

• 5 ротационных машин выпускали по 50 тысяч экземпляров в час.

• «Вечерка» в то время была второй по популярности в городе.

• В маленьких репортерских комнатушках ютились по 12 корреспондентов, которые на машинках и вручную создавали тексты.

Юбилейный 1000-ый выпуск «Вечерней Москвы» был наполнен оценками и поздравлениями: 

Фото: Татьяна Липницкая, «Вечерняя Москва»

Михаил Кольцов, советский публицист, писатель: 

- На седьмом году революции рост и усложнение жизни советской столицы властно потребовали выхода газет два раза в сутки. Ответом на это требование и был выход «Вечерней Москвы» в 1923 г. Трудности при построении газеты были громадные. «Вечерней Москве» не у кого было учиться, не с кого было брать пример. Почти с самого начала читатель привык верить газете. Это было новостью. До советских времен считалось , что всякая вечерка должна обязательно врать или хотя бы привирать. К этому относились … с легкой грустью, как к противному дождю.Советская вечерняя газета показала, что можно сообщать интересную информацию и одновременно точную, строго проверенную.

Николай Семашко, советский партийный и государственный деятель, один из организаторов системы здравоохранения в СССР: 

- Отличительная черта «Вечерней Москвы» - живость изложения и разнообразие материала. Репортеры «Вечерки» самые страшные для нас, администраторов –люди: не спустишь еще ноги с поезда, как они спрашивают о впечатлениях поездки, требуя подробные объяснения. Пожелаем, чтобы и следующая тысяча номеров «Вечерней Москвы» была так же жива и разнообразна.

Александр Ферсман, вице-президент Академии наук СССР: 

- Я считаю исключительно значительным для нашей прессы ее стремление возможно шире вовлечь науку на страницы газеты. И тем важнее она в вечерней прессе, которую читатель берет после трудового дня, чтобы спокойно углубиться в ее сообщения.

Петр Коган, президент Академии Художественных Наук:

- В силу особых условий, в которых находится наша печать, она не может уделять много внимания вопросам культуры и в особенности искусства. У нас слишком много других более ударных фронтов. «Вечерняя Москва» пополняет этот в высшей степени важный пробел. Эта тысяча номеров – большой культурный памятник нашей эпохи. Без этой тысячи не обойтись будущему историку, который захочет глубже заглянуть в идейную борьбу этих исторических лет. Горячий привет «Вечерней Москве» и пожелание развивать и расширять отдел культуры и искусства.

Тысяча номеров «Вечерней Москвы» – сегодня эта цифра кажется невероятно маленькой. Но вместе с тем, этот первый преодоленный рубеж был результатом большого труда и нервов всей редакции. Последующие поколения «вечеркинцев» не снижали планку и делали все возможное, чтобы завоевать сердца москвичей достоверностью и живостью информации.

amp-next-page separator