На полигоне в подмосковном Алабине состоялась репетиция сводного военного оркестра, который будет выступать на параде 9 мая / Фото: ИТАР-ТАСС

Военная музыка должна дойти до сердца каждого участника парада Победы

Общество
В понедельник, 28 апреля, на полигоне в подмосковном Алабине состоялась репетиция сводного военного оркестра, который будет выступать на параде 9 мая.

Живое музыкальное сопровождение – настоящий пульс военного парада. Невозможно представить колонны войск, марширующие под фонограмму. Каждая из звучащих мелодий имеет свою смысловую нагрузку – в музыке отражаются темы всех видов и родов вооруженных сил: марши для летчиков, танкистов, артиллеристов, попурри из известных всем и любимых военных песен.

Репертуар подобран так, что в военной музыке каждый зритель и участник всегда найдет что-то близкое и знакомое. В этом году музыканты сыграют несколько новых мелодий – песню «Легендарный Севастополь» и песню «О тревожной молодости» на слова Александры Пахмутовой.

В составе оркестра будет почти тысяча музыкантов. Это представители вооруженных сил, пограничной службы, МЧС и внутренних войск – всех, кто пойдет в парадном строю по Красной площади. Кроме того, будут и юные воспитанники суворовских училищ. Дирижировать таким большим коллективом – дело непростое и требует слаженных действий сразу нескольких дирижеров.

- Музыканты стоят шеренгами в несколько рядов, - поясняет один из дирижеров, преподаватель военной музыки капитан Максим Харьков. – Чтобы все они могли видеть команды и не сбиваться с такта, в первом ряду, напротив руководителя оркестра, стоят четырнадцать тамбур-мажоров, так на военном языке называются дирижеры с тамбур-штоками в руках.

Тамбур-шток - это своеобразная «дирижерская палочка» длиной более метра. Такой размер необходим – взмахи тамбур-штока должны быть видны даже в задних рядах, да и само по себе это очень эффектное зрелище.

Репетиции предшествует длительная процедура осмотра музыкантов. Проверяющие офицеры движутся по рядам и тщательно осматривают внешний вид и униформу участников оркестра. «Аксельбант необходимо опустить до уровня ремня. Медали передвинуть ближе к центру кителя», - звучат замечания офицеров. Синхронность должна быть не только в звучании, но и во внешнем виде, поскольку оркестр демонстрирует не только умение играть, но и строевую выучку и выправку.

Об особенностях работы военных музыкантов корреспонденту «ВМ» рассказал главный военный дирижер Валерий Халилов:

- Военный дирижер совмещает в себе две функции – он не только руководитель творческого коллектива, но и командир воинского соединения. Кроме того, военный оркестр – это оркестр открытых пространств, улиц и площадей, поэтому все музыканты должны быть в хорошей физической форме, чтобы подолгу находиться на ногах. Музыка является частью многих военных ритуалов. Несмотря на то, что наш репертуар относительно постоянный и включает хорошо известные всем произведения, русская школа военной музыки считается одной из лучших в мире. Дело в том, что все произведения музыканты играют наизусть, это около тридцати мелодий. В армиях других стран так почти никто не делает, поскольку считается, что это очень сложно. В Европе, например, музыканты на параде играют по нотам, но в этом случае возникает необходимость переворачивать листы, что плохо отражается на внешнем виде оркестра.

По оценке Валерия Халилова, репетиция прошла хорошо, музыканты уверены в себе и готовы к участию в параде.

Среди тех, кто 9 мая пройдет по Красной площади, будет и москвич Александр Лутаев, который служит сейчас в 154-м отдельном комендантском Преображенском полку.

- Мне выпала честь быть одним из барабанщиков. Это требует хорошей физической формы, поскольку барабан весит свыше трех килограммов, а ведь с ним нужно все время быть на ногах и перемещаться. Но я очень горд, что мне доведется пройти по родному городу на параде 9 мая. Мой отец и дед были военными, - сказал корреспонденту «ВМ» Александр Лутаев. - Возможно, и я после прохождения срочной службы решу связать свою дальнейшую жизнь с армией.

amp-next-page separator