Зачем предки дарили подарки
Мы обмениваемся подарками на Новый год, дни рождения, 8 Марта, 23 февраля, а еще иногда по своим маленьким семейным поводам. Реже — без повода.
А дарили ли подарки наши предки? И что они обычно дарили? Наверное, не цветы и конфеты. На этот вопрос нам согласилась ответить антрополог, декан факультета гендерных исследований Центрально-Европейского университета Элисса Хелмс.
— Антропология знает многое о доисторических сообществах, но есть множество вещей, о которых мы не знаем. Археологи нашли свидетельства того, что в это время люди уже дарили друг другу подарки.
У них даже были домашние собаки — мы это знаем, поскольку изучаем захоронения. Но во многом нам приходится полагаться не на явные доказательства, а на косвенные признаки, особенно если мы изучаем очень древние сообщества.
Однако нам многое достоверно известно о сообществах, которые находятся на догосударственной стадии, а также тех, что существуют прямо сейчас, но находятся как бы вне рамок нашего современного мира. Эти племена особенно активно изучались в конце XIX — начале XX века. Нельзя сказать, что это уцелевший аутентичный осколок прошлого и что в далеком-далеком прошлом все было прямо так, как в этих сообществах — прежде всего потому, что эти племена всетаки живут в одно время с нами.
Итак, обмен подарками был важнейшей частью организации жизни в древних сообществах. Существовала система, при которой подарок был способом продемонстрировать статус дарящего, его силу и власть. В древности чем больший подарок вы были способны вручить, тем большей силой и властью вы обладали.
Таким образом, сам ритуал дарения превращался в демонстрацию силы того, кто дарил, над тем, кто получал. Ведь теперь тому, кто получил подарок, необходимо было принять его и придумать, что подарить взамен — причем ответный подарок должен был быть больше полученного! Все крутилось в итоге вокруг самого акта дарения, а не конкретной вещи, которую передавали от одного человека (или племени) другому.
Кроме того, подарки служили способом перераспределения ресурсов. Скажем, в Папуа — Новой Гвинее существовал ритуал дарения свиней. Глава племени демонстрировал свою силу соседскому племени, показывая, как много свиней он может собрать от рядовых членов племени. Чем больше свиней он мог подарить в итоге другому племени, тем больше власти он имел. Но, конечно, помимо этого результатом такого дарения было перераспределение свиного мяса так, чтобы больше людей могло им полакомиться. Через некоторое время устраивался еще один ритуал, и на этот раз глава того племени, что в прошлый раз получило свиней, дарил что-то взамен. Это могли быть опять свиньи, но могло быть и что-то другое, не менее ценное.