Эксперты оценили школьные учебники / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Члены «Общественной палаты РФ» предлагают создать единый учебник по литературе

Общество
15 мая прошла итоговая конференция «Общественной палаты», на которой была принята концепция единого учебника по литературе, которую вскоре обсудят депутаты Госдумы и сотрудники Министерства образования.

Члены общественной палаты считают, что вслед за эталонным учебником по истории в России должен появиться эталонный учебник по литературе.Комиссия по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты выдвинула предложение сделать уроки литературы «более воспитательными».

В чем смысл нового подхода к изучению литературы, "ВМ" спросила у председателя комиссии, одного из авторов концепции Павла Пожигайло:

- Согласно Вашей концепции, литература должна воспитывать. Что это значит?

- В сегодняшнем образовании речь идет, в основном, о получении навыков. Никто не может ответить на вопрос, а зачем вообще нужна литература в школе. В сегодняшней концепции преподавания преобладает критерий получения эстетического удовольствия. Мы же считаем, что в основе преподавания должна быть четкая мировоззренческая база. Литература должна формировать у человека систему моральных и нравственных ценностей.

Например, возьмем произведения Достоевского. Их ведь не для развлечения читают. Там заложены идеи о спасении и оздоровлении человека. Опытный учитель, разбудив у школьников интерес к тексту, поможет понять эти важные мысли.

- Но ведь то, о чем Вы говорите, полностью зависит от таланта преподавателя, его собственной чуткости к литературе?

- Концепция определяет целеполагание педагога. В школе процветает сейчас все, что угодно: язычество, гедонизм – кто во что горазд. Я против самоопределении методики преподавания.

Концепция задаст требования, в том числе и к учителю, ориентацию на конечную цель, которую ставит изучение литературы.

Сейчас очень много образовательных программ. В одном учебнике, например, говорится, что «литература – это история революционно-демократического процесса в России». Все программы так или иначе идеалогизированы.

- А кто должен стать составителем нового единого учебника по литературе?

- Пока создана только общая концепция, следующий шаг – работа над программой.

Создание учебника требует отдельной большой работы. Пособие должно быть построено так, чтобы оно было интересным для школьников. Это вопрос сложный, мы будем заниматься им осенью.

- Что думают сами преподаватели по поводу нового подхода?

- Многие преподаватели, особенно из провинции, сходятся во мнении, что нужен единый учебник литературы. На вчерашнее заседание приезжала целая группа преподавателей из Ульяновска. Они говорили о том, что единый базовый учебник, оставляющий вариатиность для преподавательской методики, значительно бы облегчил работу.

Говорили о том, что был один базовый учебник, который оставлял вариативность для преподавательской методики.

amp-next-page separator