Периодически личность Жукова признаётся то выдающейся, то одиозной - то правительством страны, то населением... / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Четыре опалы маршала Жукова

Общество
40 лет назад, 18 июня 1974 года, ушёл из жизни легендарный советский военачальник Георгий Жуков.

Всему миру он известен как подписант со стороны СССР Акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 года и как военачальник, принявший Парад Победы в Москве. Есть в его биографии и малоизвестные широкой публике события - Парад Победы в Берлине, ядерные испытания в Оренбуржье... Периодически его личность признаётся то выдающейся, то одиозной - то правительством страны, то населением...

Первый Главнокомандующий группой советский войск в Германии, маршал Советского Союза, министр обороны СССР, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов "Победа" - официальная характеристика полководца. Через полвека после окончания войны пресса окрестила его маршалом Победы. Часть общества считает военачальника "мясником", палачом, держимордой и бабником. Другие - великим полководцем, чуть ли не в одиночку победившим фашистскую армию Гитлера. Полярные мнения, каждое из которых сторонники подтверждают выгодными для их версии фактами. А документальных свидетельств на все события военной карьеры Георгия Жукова не хватает. Потому словесные баталии не стихают спустя десятилетия после смерти знаменитого офицера. "Вечерняя Москва" рассмотрела документы по этой теме, ныне находящиеся в открытом доступе.

Вообще-то, бедное крестьянское житьё в детстве не позволило Георгию получить не то что военное образование, но и сколько-нибудь приличное, всего-то три класса церковно-приходской школы да стандартно - диплом Высшей партийной школы, как и для всех высокопоставленных коммунистов. Однако он отличался тем, что не отсиживался в штабах, а часто выезжал на передовую - почувствовать обстановку.

Пиков славы у маршала Жукова несколько. Последний - в перестроечное время, когда им заменили тирана Иосифа Сталина на идеологическом постаменте главного архитектора Великой Победы. Ему установили конный памятник возле Красной площади, учредили военный орден Жукова - ну не оставлять же кумиром кровавого палача Кобу! И тут нашлись те, кто причислил к палачам и Жукова... Одни современные исследователи усмотрели криминал в поведении маршала на Халхин-Голе, другие опровергают заслуги военачальника под Ленинградом, Москвой, Сталинградом и на Курской дуге, соглашаясь со Сталиным, что Жуков приписал себе чужие подвиги, третьи предъявляют официальные подтверждения мародёрства в колоссальных размерах, четвёртые настаивают на беспределе в одесской "ссылке" полководца сразу после Великой Отечественной, пятые ставят в вину ядерные учения "Снежок" на Тоцком полигоне.

Когда поднимались волны возмущения "расстрельным" командиром Жуковым, он впадал в немилость у власть предержащих или удостаивался народного презрения. Так было четырежды: после обвинения полководца Сталиным в формировании Жуковым собственного культа личности на фронте, вскоре - после установленного мародёрства, затем во время правления Хрущёва и ещё - после перестроечной эйфории, связанной с его именем.

Один пример оппонирования сторон. 1 июня 1939 года Клим Ворошилов сообщил Жукову о вторжении японцев на территорию союзной нам Монголии в районе реки Халхин-Гол и отправил туда Георгия Константиновича принять на себя командование. За победу в том инциденте Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза. Также известно, что Георгий Жуков там собирал отряды из подразделений с разных концов территории, чем образовал хаос. Положение исправил командующий Дальневосточным фронтом генерал Григорий Штерн, разослав всех бойцов по местам.

В последние годы появились свидетельства, будто командир Жуков там расстреливал солдат не только ради наведения дисциплины, но и чуть ли не в своё удовольствие, предпочитал не учить и убеждать, а пускать в расход. Генерал Пётр Григоренко, побывавший на Халхин-Голе в то время, оценил так: "Потери мы понесли огромные, прежде всего из-за неквалифицированного командования. Кроме того, сказывался характер Георгия Константиновича, который людей жалеть не умел. Человек он жестокий и мстительный". Многие приговоры отменил тот же Штерн. Он также помог наладить снабжение войск, его штаб разработал план окружения японских войск, который и выполнил Жуков.

Ключевую роль в разработке плана выполнил начальник штаба 1-й армейской группы комбриг Михаил Богданов. По какой-то причине он не получил никаких наград за Халхин-Гол, в отличие от других участников, а Великую Отечественную войну закончил комдивом в звании генерал-майора. Забытых героев много, Жуков тут ни при чём. Но после того как в 1941 году Штерна арестовали и расстреляли, победу на Халхин-Голе "отдали" полностью Жукову, так на бумаге переписали историю.

Парад на красной площади и Парад на Красной площади

Многие ли задумывались о том, что по исторической закономерности, Парад Победы подобает провести в столице поверженной Германии? Так вот, он там и был сразу по окончании штурма Берлина! Им тоже командовал Георгий Жуков. Торя дорогу для шествия, бульдозеры мешали землю с лужами крови, и то прохождение войск прозвали "парадом на крови". В СССР его замолчали, тем более, союзники подпортили торжественный настрой мероприятия: сказали, что маршал Жуков на коне (в соответствии с тогдашним нашим Уставом), а не в автомобиле, как было принято у них - "циркач", а парад — "балаган". А уж потом был родной булыжник Красной площади, белый скакун, золото маршальских погон и орденов, перезвон Кремлёвских курантов и слёзы радости благодарных соотечественников. И ведь почему-то Сталин не повёл парад, поставил в его главе Жукова... Что не помешало Иосифу Виссарионовичу тут же снять Георгия Константиновича с поста Главнокомандующего Сухопутными войсками и отправить командовать второстепенным Одесским военным округом. Вождь озвучил причину: "присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения".

Например, известно, что Сталин заменил Жуковым Ворошилова, провалившего операцию по спасению Ленинграда от блокады. Георгий Константинович пытался исправить положение: организовал два десанта по 500 человек в районе завода "Пишмаш" и Стрельны, чтобы прорвать кольцо немцев. Маршал запретил артподготовку и учения, задумав ошеломить фашистов внезапностью операции. Но оба десанта были полностью уничтожены, блокада города не прорвана, что и требовалось Гитлеру, захватывать Ленинград он и не планировал. Так что, о якобы сдерживании атаки на Ленинград по замыслу Жукова танковой ротой изнутри написал Донат Гроховский, автор книги "Легенды и мифы советской России, или искаженная история великой страны: "Никто из блокадников, в том числе и автор статьи, не видел и не слышал об этих танках".

Криминальная жемчужина у моря

Со слов одессита-фронтовика, полковника милиции в отставке Исая Бондарева, "это был период своего рода НЭПа, когда вся жизнь сосредоточилась на "Привозе", в коммерческих магазинах. Но эти магазины были доступны далеко не каждому одесситу. Для обычных рабочих булка хлеба стоила на рынке 100 рублей – это месячная заработная плата", "В комендантской роте никаких указаний маршала Жукова, чтобы расстреливать бандитов на месте, не было и не могло быть. Мы действительно сотрудничали с работниками милиции, проводили повальные обыски, много обследовали чердаков, подвалов, где оккупанты оставили оружие. Были на выездах в Одессе, проверяли входящий и выходящий транспорт и, конечно, вместе патрулировали".

Вот что вспоминает автор книги "Одесса масонская" историк-писатель Виктор Савченко, он тоже одессит: "Думаю, Жуков сначала даже не знал, куда он попал. В Одессе все друг друга знают, всегда был определённый слой людей, которые держали руку на пульсе, контролировали все городские структуры сверху донизу. Можно было позвонить и сказать: "Моня, в чём дело? Давайте выпустим этого товарища". И его мгновенно выпускали"; "Как только переодетые в гражданское офицеры Жукова замечали подозрительного, даже который просто подходил, чтобы попросить прикурить, они тут же открывали стрельбу на поражение. Им не нужны были аресты, они просто стреляли в людей, пока не отстреляли несколько сот человек за пару месяцев".

Операция по искоренению преступности в Одессе в послевоенный период носила название "Маскарад". Некоторые современные исследователи склонны считать, что маскарадом она и была - более на бумаге. Сторонники такой версии, в частности, военный историк Николай Барбашин, поясняют: фронтовики, только что вернувшиеся из окопов, истрёпанные душой и раненые телом, но не получившие достойного быта, снабжения, да просто отношения чиновников, были обозлены, что вынуждены сами добывать себе даже пропитание. Они не ждали постановлений и приказов, чтобы распустить руки, пустить в ход оружие, Жуков был попросту не нужен для криминализации бывших фронтовиков. Кстати, сводки тех лет не показывают уровень преступности в Одессе выше, нежели в других крупных городах, явление было массовым.

А конкретно в Одессе штаб округа был, но самих войск не было, когда Сталин отправил туда Жукова, поэтому назначение - что-то вроде ссылки с понижением. Войска округа дислоцировались в Румынии и Болгарии, только начали возвращаться. Солдат необходимо было размещать, организовывать. К тому же, через портовую Одессу шёл поток грузов из Европы, много оружия оседало в городе, были нападения на офицеров. Тогда Георгий Константинович и разрешил им носить табельное оружие, применять его на поражение.

Бродили домыслы, будто Жуков переодел полсотни армейских разведчиков в лендлизовские макинтоши с Карантинного мола и велюровые шляпы, и в таком виде направлял в ночной город. Они-то, дескать, и перестреляли всех уголовников, но попались под дуло и невинные жертвы

Одесские байки и были

Уж конечно нет документального подтверждения истории, которую любят рассказывать народные разоблачители маршала. Мол, работал он в своём одесском кабинете, когда вдруг заметил полковника у двери. Маршал раздражённо спросил, кто это, тот ответил, дескать, прокурор Краснознаменного Одесского округа, вот, пришёл представиться по случаю вхождения в должность. Тугоухий после контузии Жуков не слышал стука и решил, что полковник ввалился к нему без разрешения. "По-пластунски к столу, марш!" - скомандовал маршал и прокурор пополз. Возможно, это не история, а только представление обывателей о грозном военачальнике.

Известна и такая легенда. У Георгия Константиновича во время заседания в Оперном театре пропали именные часы. Он обратился к начальнику милиции. А спустя немного времени обнаружил те часы в своём тщательно охраняемом доме, к ним прилагалась записка; "Дорогой, любимый наш маршал Жуков! Это сделали не мы, а ростовская шпана. У нас, одесских воров, что-то украсть у вас никогда не поднялась бы рука. Счастья, здоровья, наш боевой маршал". Т.е. авторитет командующего округом среди населения очевиден. Хотя информации о работе Жукова в одесский период нет даже в архивах КГБ. Потому что его борьба с одесским криминалом - большое преувеличение или потому что документы о его деятельности изъяты? Ведь окончание "ссылки" ознаменовано таким финалом. Начальнику милиции Одессы и первому секретарю Ленинского райкома партии Одессы поступила докладная записка: "прошу воздействовать на командиров частей, допускающих безобразие и уголовные преступления со стороны военнослужащих, так как это приняло уже массовый характер. Начальник 5 отдела милиции г. Одессы". Таких докладных много, из разных райотделов... Да ещё сигналы "наверх" об узурпации Жуковым местных чиновников - компромат добыла комиссия во главе с министром обороны Николаем Булганиным. Не потому ли, что Жуков отобрал у генералов и больших партийцев и передал детским домам их строящиеся в Аркадии роскошные дачи? При Жукове в Одесском округе было заведено несколько дел о хищении среди высших должностных лиц.

Положение в стране изменилось к лучшему: осень 1947 года дала вполне хороший урожай, голод отступил, зимой даже отменили продовольственные карточки, а затем снизились цены на продукты; фронтовики "вписались" в мирную жизнь. Тут бы и наказанию конец, но, во-первых, как быть с обиженными "дачниками", а во-вторых, борец с расхитителями и сам оказался не лучше...

7 вагонов мебели для одного маршала

20 января 1948 года Политбюро предъявило обвинение Георгию Жукову по так называемому "трофейному делу". В постановлении записано: "Жуков заслуживает исключения из партии и придания суду. В качестве наказания направить командовать более мелким военным округом". Одесское мародёрство перекинуло маршала на Урал, с глаз долой. Не сказать чтобы Сталин не благоволил Жукову, похоже, его убрали из виду, потому что одесские расхитители в оправдание кивали на своего "разоблачителя". К тому же, полководцу оставили часть захваченного добра: золотые украшения и часы, целый воз рулонов дорогой ткани, ружья и другие трофеи.

В большом сокращении приведём перечни и документы о "трофейном деле Жукова" из "Военно-исторического журнала" и сборника "Военные архивы России". Старший следователь следственной части по особо важным делам МГБ СССР, подполковник Путинцев запротоколировал показания бывшего начальника оперативного сектора МВД в Берлине Алексея Сиднева: "...Несколько позже ко мне была прислана от Жукова корона, принадлежавшая по всем признакам супруге немецкого кайзера. С этой короны было снято золото для отделки стэка, который Жуков хотел преподнести своей дочери в день её рождения".

Министр обороны Булганин рапортовал 23 августа 1946 года: "Товарищу Сталину. В Ягодинской таможне (вблизи г. Ковеля) задержано 7 вагонов, в которых находилось 85 ящиков с мебелью. При проверке документации выяснилось, что мебель принадлежит Маршалу Жукову. Установлено, что И.О. Начальника Тыла Группы Советских Оккупационных Войск в Германии для провоза мебели была выдана такая справка: "Выдана Маршалу Советского Союза тов. Жукову Г.К. в том, что нижепоименованная мебель им лично заказанная на мебельной фабрике в Германии "Альбин Май" приобретена за наличный расчёт и Военным Советом Группы СОВ в Германии разрешён вывоз в Советский Союз. Указанная мебель направлена в Одесский Военный Округ с сопровождающим капитаном тов. Ягельским. Транспорт №15218431".

В акте о передаче Управлению Делами Совета Министров Союза ССР изъятого Министерством Государственной Безопасности СССР у маршала Советского Союза Жукова незаконно приобретённого и присвоенного им трофейного имущества среди прочего числится: художественные картины в золочёных рамах, часть из них представляет музейную ценность - 60 штук, дворцовый золочёный гарнитур гостиной мебели - 10 предметов, дорогостоящие сервизы столовой и чайной посуды - 820 предметов, ювелирные драгоценности - 33 штуки, часы золотые - 9 штук, столовое серебро - 713 предметов, меха - 323 штуки, пианино, рояль, баяны и аккордеоны, в огромных количествах ткани, гобелены и ковры, антикварные вазы с инкрустациями, бронзовые статуи и статуэтки, часы каминные антикварные и напольные, хрусталь и так - 14 описей.

Георгий Константинович каялся в объяснительной записке секретарю ЦК ВКП (б) Жданову: "Я признаю себя очень виновным в том, что не сдал всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно. Я даю крепкую клятву большевика — не допускать подобных ошибок и глупостей. Я уверен, что я ещё нужен буду Родине, великому вождю т. Сталину и партии".

Спецназ и атомный взрыв

И он действительно оказался нужен. В начале 1950-х серьёзно готовились к третьей мировой войне. США провели ядерные испытания, СССР организовал военные учения с ласковым названием "Снежок" в условиях реального атомного взрыва. Их провёл в 1954 году Георгий Жуков на Тоцком полигоне в Оренбургской области. В учениях участвовало 39 тысяч солдат, сержантов и старшин, 6 тысяч офицеров, генералов и маршалов; палаточный лагерь занял 42 километра. С высоты 8 километров самолёт-носитель сбросил плутониевую бомбу мощностью 40 килотонн в тротиловом эквиваленте, это в несколько раз больше хиросимской, и она выжгла всё в большом радиусе, песок превратился в стекло. Тогда главным злом считали воздействие на солдат взрывной волны, теперь мы знаем, что и солдаты, и эвакуированные поблизости жители деревень подверглись губительному радиоактивному излучению. Но информация о "Снежке" была засекречена весь советский период. А Георгий Жуков с 1955 года стал министром обороны. Но ненадолго. На пленуме 1957 года глава государства Никита Хрущёв и его группа поддержки разоблачили руководителя минобороны в желании переакцентировать госвласть на себя. Имело ли такое обвинение под собой основу - большой вопрос. А вот о создании Жуковым советского спецназа Хрущёв и компания растрезвонили с трибуны, открыто слив информацию всем разведкам мира.

Мнение доктора исторических наук, профессора Юрия Рубцова о том пленуме: "Обращалось внимание – и обоснованно – на его властность, грубость, тщеславие, стремление, пользуясь его же выражением, "подвосхвалить" себя. Что сказать, излишняя скромность и выдержанность никогда не были достоинствами Георгия Константиновича. Но маршал был устранен с политической арены не за это". Многажды повторенная на том пленуме идея кратко изложена в выступлении начальника Генштаба Василия Соколовского: "Эта особая линия поведения вела к тому, чтобы армию прибрать к рукам в полном смысле этого слова и через армию, конечно, воздействовать тем или иным путем, я не хочу фантазировать, но воздействовать тем или иным путем, может быть, даже на Президиум ЦК, чтобы играли… чуть ли не под его дудку".

Профессор Рубцов излагает точку зрения опального маршала: тот был против наращивания числа штатных политработников, резонно считая, что более эффективным является другой путь – повышение роли и участия командного состава в воспитательном процессе. Но как раз это и напугало Хрущёва! Щупальца партии в виде политработников отрубались от армии, роль идеологии резко снижалась, что отменяло надёжный принцип "единоначалия на партийной основе", простыми словами - уничтожало рычаги контроля над командным составом. Партия партией, но ведь она была и правительством страны, опасное положение - армия, разъединённая с руководством государства.

Со слов Георгия Жукова, он так далеко не заглядывал и не собирался использовать в качестве ударного кулака против действующего партаппарата созданный им спецназ - школу диверсантов в две с лишним тысячи слушателей. А ему это предъявили как преступление с далеко идущими планами. Дело в том, что министр сформировал школу диверсантов без ведома ЦК, что признал на пленуме большой ошибкой.

Отстранённый от дел Георгий Константинович дожил до 78 лет, в мае 1974 года впал в кому в Кремлёвской больнице, а спустя двадцать дней умер, не приходя в сознание. Его тело кремировали вопреки протестам родственников и поместили урну с прахом в некрополе Кремлёвской стены.

amp-next-page separator