Дети и Интернет. Новые инструменты родительской опеки

Общество
«Вот мы в твои годы во дворе в «Городки» играли…» – часто говорят детям родители и волевой рукой перерезают интернет-кабель. Или грозятся это сделать. А с началом летних каникул желание родителей запретить ребёнку компьютер становится особенно жгучим, ведь теперь чадо проводит там всё свободное время, не отвлекаясь на учёбу. Что он там делает? Нужно ли контролировать его личное интернет-пространство? И как осуществлять этот контроль, чтобы не стать врагом собственному ребёнку? О безопасности детей в Сети рассказывает директор по социальным проектам Фонда Развития Интернет, кандидат психологических наук Владимир Николаевич Шляпников. Специалисты Фонда участвуют в совместном проекте с МГТС и МТС «Дети онлайн», более четырех лет, оказывая психологическую поддержку тем, кто звонит на горячую линию проекта.

– Прежде всего, родители должны научиться отличать патологическую увлечённость Интернетом от хобби. Если ребёнок предпочитает компьютер всему другому: забывает спать, есть, соблюдать личную гигиену, – несомненно есть нарушение, бороться с которым родителям нужно обязательно, иначе это приведет к более тяжелым последствиям.

С другой стороны, сама ситуация – ребёнок за компьютером – не должна действовать на взрослых, как красная тряпка на быков. Поймите, компьютерные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Наши дети рождены в цифровую эпоху и готовятся в ней жить. Поэтому глупо думать, что они будут такими же, как их родители 20-30 лет назад. Исследования показывают, что психические процессы у детей сегодняшнего общества существенно отличаются: они иначе мыслят, их воображение работает иначе. Это не хорошо и не плохо, это действительность и её следует принять как данность.  

Чем занимается ваш ребёнок, сидя за компьютером? С кем общается в социальных сетях? В какие игры играет? А вдруг, переходя на очередной сайт, заразит компьютер вирусом? Случайно уничтожит личные данные? Станет жертвой агрессивного общения в виртуальном мире, где «градус суждений» зависит от внутренней культуры пользователей, которой, порой, так не хватает? Словом, детей в открытой Сети поджидает ничуть не меньше опасностей, чем на улице, и сами они ещё не умеют эти опасности классифицировать и отвечать за свою безопасность. Про то, что разговаривать с незнакомцами на улице и ездить с ними в лифте небезопасно взрослые рассказывают детям, а вот с опасностями Интернета, почему-то, предлагают разбираться самостоятельно. Это неправильно! Обучать пользованию Интернетом необходимо. И начинать тем лучше, чем раньше.

Теперь мы подходим к основной проблеме «отцов, детей и техники»… Компьютер воспринимается как игрушка, призванная отвлечь отпрыска, когда родители заняты. Час, два… всегда. Меняем подход. Мы не покупаем ребенку щенка, ссылаясь на слишком высокую ответственность. Компьютер – не меньшая ответственность, требующая внимания и времени, прежде всего, от родителей. Общение чада с гаджетами должно происходить в поле зрения взрослых, чтобы те могли наблюдать и реагировать, в случае необходимости. Помогут и специальные программы. Например, МГТС предлагает москвичам услугу «Родительский контроль», с помощью которой можно ограничить  контент, доступный юному пользователю.

- Активное развитие Интернета и повсеместная компьютеризация заставляют нас постоянно совершенствовать механизмы защиты пользователей от возможных сетевых угроз, внедрять сервисы контентной фильтрации, родительского контроля, антивирусной защиты. Мы последовательно реализуем стратегию по формированию культуры безопасного использования сети для пользователей разных возрастов, в том числе детей и подростков, — рассказывает начальник управления по связям с общественностью МГТС Татьяна Мартьянова.

- Запрещать доступ в Интернет нельзя, - продолжает Владимир Шляпников, -  Как и крайне нежелательно шпионить за ребёнком, устанавливать какие-то «подсматривающие» программы. Главные принципы – открытость и объяснение.

Скажите: «Я устанавливаю «Родительский контроль» и ты это видишь, я ничего от тебя не скрываю. В Интернете много проблем и опасностей и я бы не хотел, чтобы ты с ними столкнулся». Уважайте своё чадо. Запреты и запугивания столь же опасны, как и излишняя свобода. Рассказывайте, объясняйте, отвечайте на все «почему?». Скажем, если ребёнок играет в Интернете на деньги, сядьте с ним вместе, возьмите лист бумаги и посчитайте, сколько он проиграл и что хорошего мог бы купить на эту сумму. Подобный приём явно возымеет больший эффект, чем рассерженный вопль: «Будешь сам зарабатывать – делай, что хочешь!»

Помните, ваши главные инструменты в общении с ребёнком – доверие и уважение. Без них ни одна – даже самая «умная» – программа не окажет нужного действия.

amp-next-page separator