Жизнь с ноля...

Общество
Когда появилась информация, что украинско-российская граница может быть закрыта, в известном сегодня всему миру Славянске разделилась большая семья. Виктория Новикова с сыном Виталием, дочерью Анной, зятем Максимом Бебиным и трехлетней внучкой Таней собрали вещи, что уместилось в несколько сумок, и уехали в Россию. Оставшиеся на востоке Украины родители Виктории, муж Владимир с тревогой ожидали, когда их семья с трудностями, разными путями преодолев границу, найдет мир в маленькой квартире в поселке ВУГИ, что в 7 километрах от МКАД.

Накануне Дня семьи корреспондент «ВМ» встретился с украинскими беженцами, официально имеющими пока политкорректный статус «переселенцы».

ЛИНИЯ ЖИЗНИ

Первые дома в люберецком поселке ВУГИ были построены сразу после войны немецкими пленными. Позже одноэтажные бараки сменились малогабаритными панельными хрущевками. В шестиметровой кухне семья Новиковых-Бебиных не помещается, и меня приглашают в десятиметровый зал.

— Максим ходил на работу до последнего, уже под пулями, —рассказывает Анна, пока трехлетняя дочка Таня скачет по дивану. Когда они втроем прорывались через Харьков в Россию, производственные помещения фабрики «Альфамебель», где еще несколько дней назад работал Максим, попали под обстрел. Почти все выгорело, четыре человека оказались в плену, были и раненые.

— Так что наше решение уехать было не просто правильным, а единственным. В самом начале конфликта, когда люди выходили на дороги у Славянска, пытаясь остановить боевую технику, солдаты так и говорили: «Кто доберется до российской границы, тот выживет».

Анна рассказывает, наливая чай и предлагая конфеты:

— Берите, не «Рошен». Ехать именно в Москву, а точнее в Люберцы, — инициатива Максима Бебина. Здесь живут дальние родственники, которые предложили помощь.

Столичный мегаполис встретил беженцев неумолчным шумом, не укладывающимися в провинциальном сознании схемами движения общественного транспорта и отзывчивыми людьми. Люберецкая администрация уже помогла молодой семейной паре с работой. Анна устроилась на склад местной полиграфической фирмы, Максим — монтажником сценических конструкций. До нашей встречи он успел поучаствовать в организации праздника цветов в Кузьминках. Рассчитывает, что в скором времени им удастся снять собственное жилье и через какое-то время получить российское гражданство. Но сначала нужно официально оформить статус беженцев. На что может уйти несколько месяцев.

ЧАСЫ ПУШКИНА

А мама Анны Виктория Новикова хочет с сыном Виталием вернуться в Славянск. Парню нужно окончить школу и получить паспорт. Какой страны, еще не известно.

— Я себя убеждаю, что приехала в отпуск, надеюсь, к началу нового учебного года все уляжется, — говорит Виктория. — Мы жили в двух крепких кирпичных домах, двадцать три человека — одна большая семья. Все построено своими руками. Там остались родители, муж...

Виктория — учитель русского языка в школе. По ее словам, к тому, что на Пушкина в образовательной программе отводится всего два часа, уже привыкли, так что вопрос национальности и языка вряд ли является главной причиной противостояния.

— Люди думают, все дело в сланцевом газе, который иностранные компании хотят добывать в регионе. Если случится так, что Донбасс отделится, кто-то потеряет очень много денег. Может, этого «кого-то» вполне устроит, если на месте сел и городов будет только выжженная земля, поэтому людей и не жалеют? ...В эти две недели, проведенные семьей в поселке ВУГИ, Виктория несколько раз выезжала в Москву. В представительстве самопровозглашенной Донецкой народной республики, занимающемся беженцами и сбором гуманитарной помощи для Славянска, Луганска, Макеевки и палаточных лагерей в Ростовской области России, обещают помочь лекарствами для сына Виталия, имеющего инвалидность.

ГУМАНИТАРНЫЕ КОРИДОРЫ

В представительстве ДНР на северо-западе Москвы двери открыты настежь. У входа бортовая «Газель», доверху заполненная коробками, вернулась с точки сбора гуманитарки на Воробьевых горах. Разгружаем, ставим коробки одну на другую в коридорах и встречаем новую машину: молодой мужчина на «Ниссане» привез детские книги, игрушки и одежду.

— Поток не прекращается, получаем и сортируем вещи, отправляем, в основном в Ростовскую область, откуда веерно помощь уходит к конкретным семьям. Иногда работаем до четырех утра. Здесь же и спим, — рассказывает Людмила Байдалова. Это она занимается беженцами в московском представительстве ДНР. Сколько узнала историй и драм за это время — не подсчитать. Люди приходят сюда с просьбами о помощи, не имея при себе даже запаса одежды, не у всех есть где остановиться хотя бы на неделю.

Людмила приехала в Россию из Донецка в начале июня. Всего «на пару дней», чтобы организовать помощь семьям с детьми. По ее словам, в Москве беженцев уже три с половиной тысячи, и поток будет только нарастать.

— Многие из тех, кто бежал в Ростовскую область, осмотревшись, понимают, что главного — оплачиваемой работы — там не найти. И едут дальше. Но с трудоустройством и жильем сложно и в столице. Тем более если ты молодая мама с двумя грудничками на руках. На днях мы пристроили такую семью, их приняла москвичка, сама живущая в однокомнатной квартире и воспитывающая приемного ребенка. Теперь ее семья на шесть человек больше. Но бывает, беженцы ночуют прямо здесь...

Здесь — это в большой комнате, заставленной коробками с консервами, макаронами, чаем, растворимым кофе, печеньем, спичками, сигаретами, шоколадом, обувью, одеждой, туалетной бумагой, подгузниками, спальными мешками, книгами, игрушками, лекарствами, бинтами, жгутами, бельем. Коробки поднимаются к потолку и в других помещениях. Москвичи оказались отзывчивыми к чужому горю.

— Не к чужому, — поправляет Людмила. — Мне иногда приходится слышать про Украину «у вас, там», хотя люди на востоке страны, несмотря на все годы жизни по другую сторону границы, всегда чувствовали единство с Россией. Мы — одна семья.

ДАЛЕКО ОТ ВОЙНЫ

Об этом же говорят и Новиковы-Бебины за чаем в люберецкой квартире.

— Весной мы всей семьей по телевизору смотрели парад Победы на Красной площади в Москве. Слезы подступали. Никогда мы не ощущали себя отдельной страной, — говорит Виктория Новикова. — Все крупные предприятия Славянска всегда отправляли большую часть продукции в Россию. Как и та мебельная фабрика, где работал Максим.

...Это трудно представить и понять. Как меняется жизнь человека, когда вдруг ему приходится, выходя из дома на знакомую улицу, оглядываться по сторонам, не летит ли боевой вертолет, не едет ли колонна военной техники в сторону горы Карачун. И не быть при этом уверенным, что вернешься домой целым, что до вечера останется целым твой дом. Так приходит осознание, что верное решение — оставить все нажитое и начать жизнь с ноля...

— В Москве мы еще нигде не были, не видели ни Красную площадь, ни Кремль, — рассказывает Анна Бебина. — И театр мы очень любим, обязательно со временем побываем во всех известных столичных. Пока рады уже тому, что Таня чувствует себя в безопасности подальше от войны.

Иначе события на востоке Украины беженцы не называют.

Когда осколок снаряда летит в беззащитного человека, политкорректность погибает первой.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Проблема стоит остро

Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция XXI век»:

- Точные данные о количестве беженцев из Украины в Москве получить сейчас вряд ли возможно. Во-первых, цифры обновляются каждый день. Во-вторых, далеко не все, кто приехал в столицу, сразу обращаются за официальным статусом беженца. Особенно те, кто остановился у близких родственников. Статус дает право на льготы и, что важно, на предоставление жилья и рабочего места по месту пребывания. Если официальных беженцев будет больше, например, пяти-семи тысяч человек, даже такой большой город физически не сможет обеспечить всех.

Переселенцы получают помощь

Число украинских беженцев в пунктах временного размещения в российских регионах превысило 17 тысяч человек, сообщил официальный представитель МЧС России Александр Дробышевский. «На сегодняшний день развернуто 245 пунктов временного размещения, в которых находятся 17 010 человек, в том числе 7239 детей. Дополнительно развернуто семь мобильных пунктов временного размещения вместимостью 3500 человек», — сказал Дробышевский. В этих пунктах беженцев обеспечивают всем необходимым. Из Ростовской области и Крыма, где находится больше всего вынужденных переселенцев, их доставляют в другие регионы России.

Для абитуриентов из Крыма

63 столичных вуза выделили 1,4 тысячи бюджетных мест для абитуриентов из Севастополя и Крыма. Это такие известные учебные заведения, как МГУ имени М. В. Ломоносова, М ГИМО, Финансовый университет, РГГУ и многие другие. При поступлении абитуриенты будут сдавать не больше трех вступительных экзаменов. Испытания по русскому языку будут проходить в форме собеседования.

Украинские каналы заменили

Средства массовой информации Симферополя сообщили, что местное телевидение отказывается от вещания украинских каналов. В частности, операторы кабельного ТВ в Симферополе прекратили трансляцию таких каналов, как «Интер», «1 + 1», «2 + 2», «5 канал», ICTV, «Новый канал», NEWS 24, «НТН», «Рада». Вместо них в Симферополе включены различные российские аналоги. Такая замена каналов уже повысила рейтинг просмотров передач.

amp-next-page separator