Александр Ширвиндт: Юбилей отмечаю на рыбалке

Общество
Александр Ширвиндт считает, что к 80 годам ни в коем случае нельзя ничего бросать: «Как жил до восьмидесяти — так и доживай. Это пагубные стремления — бросить курить, завязать с выпивкой, перестать материться, жениться на двадцатилетней…» Накануне юбилея, который художественный руководитель Театра сатиры отмечает 19 июля, Александр Анатольевич дал интервью «Вечерке».

- «Возраст — это что-то, не имеющее значения, если вы не сыр», — сказал Луис Бунюэль. Вы с ним не согласны, Александр Анатольевич?

- Ну, знаешь, в его время еще был настоящий сыр, наверное. А так как у нас в основном сыр плавленый, то это спорное утверждение.

- Где будете отмечать юбилей?

- Слава богу, что это лето, мертвый сезон. Как всегда, спрячусь где-нибудь под кустом на Валдае.

- Значит, первой вас c днем рождения поздравит золотая рыбка, которую вы вытащите из водных пучин?

- Если бы. Вытащить хотя бы карасика, и то слава богу.

- Кстати, какое желание бы вы загадали золотой рыбке?

- Загадал бы, чтобы желания — были.

- У Малевича есть «Черный квадрат», а какую фигуру написали бы вы, если бы были не актером, а художником?

- Я написал бы в черном квадрате этого карася, о котором сейчас мечтаю.

- В чем, выражаясь фигурально, сквозное действие вашего увлечения рыбной ловлей?

- Сквозное действие — тупость. Я тупой рыбак, который с 4 до 10 утра тупо сидит на одном месте. Есть люди, которые закинут удочку и через 10 минут, если нет клева, переплывают на другое место. А я где сел, там и сижу. Все говорят: что ты здесь сидишь? Как в том анекдоте: мужик крутит лунку во льду. Вдруг раздается голос: «Здесь рыбы нет». Наконец он спрашивает: «А кто это говорит?» - «Это говорит директор катка».

- Смешно, а смех, говорят, лучшее лекарство…  

- Да, есть какие-то расчеты, какие дозы смеха увеличивают жизнь. Я не считал, но это так.

- Вы всегда были таким находчивым, ироничным или вам приходилось преодолевать какие-то комплексы?  

- Приходилось. Дело в том, что дети, вышедшие из актерской среды, всегда с этим сталкиваются. И я своих детей, и мои родители меня отталкивали от этой жути. Я даже для родителей сделал вид, что поступаю в юридический институт, и только окольными путями прошел в театральный. Поэтому все эти комплексы актерских детей существуют реально. А потом ведь было страшное гонение, я даже писал как-то об этом. Возмущались тем, что в актерских вузах учатся актерские детки, а какой-нибудь гений из Сибири не может пробиться. Забывая, что в России всегда существовали замечательные актерские династии — Садовских, Подгорных... А уж о сегодняшних и говорить не приходится, возьми хотя бы Костю Райкина. Это сейчас мы знаем, что он потрясающий режиссер и актер, а тогда говорили: куда? С этим лицом! Так вот эти комплексы и возникали.

- Вы ведущий актер и одновременно худрук театра. Легко ли это совмещать?

- Как актер я послушный, работаю с хорошими, разнообразными режиссерами. А как начальник, как чиновник я должен приглядывать за труппой. Но у нас, тьфу-тьфу-тьфу, атмосфера в театре деловая и спокойная. Слава богу, сейчас нет запаха алкоголя на сцене, как это раньше бывало. И при том, что актеры постоянно просятся на сторону, у нас все-таки репертуар идет, и спектакли мы выпускаем.

- В любом театре есть слабые спектакли, не выписанные как следует роли. Вы когданибудь испытывали чувство стыда за роль или за участие в таком спектакле?

- У всех актеров существует врожденный защитный иммунитет. Когда что-то не получается, то это, во-первых, потому, что тебе завидуют, а сыграл ты гениально. А во-вторых, потому что режиссер не справился со своей задачей или материал полное дерьмо и играть это невозможно. В общем, виноват кто угодно, лишь бы не я.

- Актерская профессия предполагает, что ты должен чем-то выделяться?

- Да, предполагает какую-то соревновательность, жажду добиться успеха. Ах, он лучше! У него больше! Я понимаю, что нужно быть на какой-то планке, чтобы о тебя не вытирали ноги, но я очень вялый в отношении тщеславия человек.

- Странно, что вы, звезда актерских капустников, мастер розыгрышей, не участвовали в телевизионном «Кабачке «13 стульев». Ведь очевидно, что это ваша передача?

- Понимаешь, у меня в это время было много программ. Так что не сложилось. «Терем-теремок» я делал, он довольно долго шел. Была программа «Семь нас и джаз» из Дома актера. Там тоже выступали актеры, которые были не заняты в «Кабачке» — Козаков, Подгорный, Сева Ларионов, Сатановский, Майя Менглет, Андрюша Миронов — мощная была команда.

- Вы же режиссировали творческий вечер Андрея Миронова в «Останкине»?

- Да, мы тогда с Андрюшей работали везде и дипломный водевиль делали. Я просто по дружбе помог ему собрать этот вечер.

- А почему вы так редко снимались в кино?

- Это веяние времени. Когда-то была четкая актерская градация, существовал типажный подбор: социальный герой, герой-неврастеник, физики и лирики и обязательно какая-нибудь гнида — или шпион, или растлитель — вот это я. Каждый знал свое место, и никто никуда не лез. Я помню, как из-за этого драматически складывались судьбы актеров: Шпигеля, Лаврова — замечательный киевский актер, папа Кирилла Лаврова. Они играли всевозможных вредителей. Актер настолько сочленялся с образом, что сыграть короля Лира он не мог, потому что в предыдущем фильме он взорвал шахту в Донецке.

- Сегодня женщины-актрисы, разного возраста, стараются выглядеть на экране сексуальными, а актеры-мужчины — мужественными, этакими мачо…

- Да, у всех накачанные бицепсы, засунутые во все дыры тела пистолеты, умение с четырех рук и ног отстреливаться, иногда все это сдабривая спермой.

- Какое это имеет отношение к актерской профессии?

- Никакого.

- А если бы инопланетяне предложили вам на недельку попутешествовать, посмотреть другие миры, планеты, цивилизации, согласились бы?

- Ни в коем случае.

- Вы так уверенно отвечаете, видимо, уже не раз обдумывали этот вопрос?

- Нет, просто я с ходу отвечаю. Мне уже 80 лет, эта жизнь пролетела, как миг. Она оказалась такой короткой! Когда люди злопамятные, в хорошем смысле слова, складывают твою полную биографию — получается вроде бы долго. А я очень быстро забываю — где, когда, что, и в результате получилось, что фьють — и все. Помню, как ездил на машине «Победа» — для меня это было как будто вчера, а это было не вчера, а 40 лет назад. Поэтому если на себя навалить еще другую цивилизацию — где же успеть?

- А о будущем земной цивилизации вы задумываетесь? Или прогноз печален и лучше об этом умолчать?

- Мне кажется, что все это накрывается. Я имею в виду не строй, не Подмосковье или Гваделупу. Мне кажется, эта планетка себя изживает. Раньше тарелки прилетали, мы их называли НЛО, а сейчас просто стали бросать в нас камнями оттуда. По-моему, им надоело видеть это безумие.

- Какие пороки вы охотнее всего прощаете людям?

- Кроме злости, скупердяйства и антисемитизма все прощаю.

- Представим, что добро победило зло и на земле наступила счастливая жизнь. Кем бы вы хотели быть в таком обществе?

- Наверное, перевозчиком. Возить вот этих счастливых, чистых людей на лодке с одного берега на другой.

- Я читал, что вы покончили с курением, но вижу трубку в ваших руках…

- Я не курил полгода и сразу набрал восемь килограммов. Бросил не потому, что осмыслил вредность этой привычки. Просто я иногда выхожу на сцену что-то курлыкать. И тут начал кашлять. Таблетку пососал, и ладно. А как-то отыграл первый акт — и пропал голос. Мне сказали, что это связки курильщика. И я без всяких инъекций и электронных трубок бросил. Сказал нет — и все. А потом мне один знакомый сказал: зачем ты бросил курить? К 80 годам ни в коем случае нельзя ничего бросать. Как жил до 80 — так и доживай. Это пагубные стремления — жениться на 20-летней, бросить курить, завязать с выпивкой, перестать материться — и все, ты уже там.

- Какие ассоциации у вас вызывают слова из песни «Мои года — мое богатство»?

- Они ассоциируются с большой инфляцией.

- Вы можете сказать о себе: нахожусь в лучшем возрасте — дурь уже прошла, а маразм еще не начался?

- Как тебе сказать... Возраст замечательный, но дурь-то не отступает, а наступает глобально, к сожалению, — вот в чем ножницы.

- Приближающийся к столетнему рубежу Владимир Зельдин говорит, что секрет его долголетия в отказе от дурных привычек и в хорошем семейном климате. Он прав?

- Владимир Михайлович гений, уникум. А так как он отказался от всех дурных привычек в моем нынешнем возрасте, это, конечно, обнадеживает.

- А как насчет семейного климата?

- Главное, чтобы этот климат не был тропическим.

- Супруга разделяет вашу точку зрения?

- Она меня не спрашивает.

- Недавно в гостях у «ВМ» был Геннадий Хазанов, и он сказал, что его жизненное кредо звучит так: главное — успеть все раздать. А ваше?

- Подбежать поближе к Генке, чтобы успеть схватить что-то из того, что он раздает.

ДОСЬЕ

Александр Анатольевич Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер и сценарист. Народный артист РСФСР (1989). После окончания Щукинского училища работал в Ленкоме, затем в театре на Малой Бронной, с 1970 года хранит верность Театру сатиры. Сыграл огромное количество ролей в фильмах, причем запоминался даже в эпизодах. В театре известен и как актер, и как режиссер. Славится скоростью реакции и блестящим чувством юмора.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ АКТЕРСКИЕ РАБОТЫ АЛЕКСАНДРА ШИРВИНДТА

ЖЕНИТЬБА ФИГАРО (1969)

В комедии положений Ширвиндт сыграл манерного графа Альмавиву. Телеверсия записана в 1977 году.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ (1975)

В знаменитом фильме Эльдара Рязанова Ширвиндт сыграл многомудрого Павлика.

ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ (1979)

Комедия по произведению Джерома К. Джерома, в которой также блистали Андрей Миронов и Михаил Державин.

БАБНИК (1990)

Комедия режиссера Анатолия Эйрамджана. Один из немногих фильмов, где мастер персонажей второго плана Александр Ширвиндт сыграл главную и весьма необычную для себя роль.

amp-next-page separator