Александр Збруев: Матриархат неизбежен

Общество
С 9 октября в прокате «Кино про Алексеева» Михаила Сегала — выдающийся выход давно не появлявшегося на большом экране Александра Збруева. В этой картине Збруев сыграл едва сводящего концы с концами барда-песенника, который в далекие 60-е сочинил единственный хит, ставший культовым в среде поклонников КСП.

Всеми забытый бард получает приглашение в эфир популярной радиостанции, в котором герой вместе с пожилой ведущей принимается ностальгировать по Грушинскому фестивалю, вспоминает встречу с Тарковским и прочие интеллигентские радости оттепельного времени. «Кино про Алексеева», впрочем, ошибочно воспринимать как ностальгическую виньетку — во второй части зрителя ждет эффектный сюжетный поворот, ставящий все с ног на голову. Обозреватель «Вечерней Москвы» поговорил с Александром Збруевым накануне премьеры фильма.

- Десять лет вы отказывались сниматься в кино. Была ли какая-то конкретная причина?

- Так в двух словах и не скажешь. Конечно, мне не нравились те роли, которые предлагали. Может быть, и выходило что-то интересное, но это меня никоим образом не касалось — потому что меня в эти фильмы не звали. И потом у меня есть свой родной дом, это Театр «Ленком», который для меня всегда был важнее любой съемочной площадки. Поэтому я совершенно не жалею, что эти 10 лет моей жизни прошли без кино.

- Что же заставило вас вернуться?

- Михаил Сегал оказался режиссером с очень широким взглядом на жизнь. При этом он фокусирует этот взгляд на том, что сумело меня взволновать — впервые за десятилетие. Мне повезло, потому что таких совпадений актер может ждать еще дольше — и не дождаться.

- Вам вообще нравится та реакция, которая появилась на ваше возвращение в кино? Пишут, что вы сыграли тут едва ли не роль жизни, что игра Збруева — главное достоинство этой картины.

- У меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, мне, разумеется, приятно, если люди так думают. А с другой… Меня, знаете, что сильно раздражает? Ленком часто гастролирует по России. Куда бы мы ни приехали и где бы мы ни играли, практически всюду никому нет дела до собственно спектакля. Залы, в которых две тысячи мест, шепчутся — о, смотри, Чурикова как изменилась, а вон Збруев с Соколовым, ну какие молодцы, а? Приходят как в зоопарк.

Нашему зрителю важнее увидеть на сцене знакомую физиономию, а не понять, что в спектакле актер — дело третье. И в кино то же самое. Если оно удалось и артист блистает — это заслуга режиссера. Если артист фальшивит в каждой сцене — это вина режиссера. Так что давайте не будем переоценивать мой вклад.

- Вы сказали, что вас взволновал замысел Сегала. Чем?

- Этот фильм совпал с моим внутренним монологом. Иногда принято посвящать кому-то книги, спектакли, картины. Если бы я был продюсером или режиссером «Кино про Алексеева», я бы в начальных титрах написал, что фильм посвящается Мише Кононову.Я очень часто о нем думаю.Он один из тех, кого судьба заставила сойти с орбиты, опустила на дно и растоптала. Несколько лет назад на меня большое впечатление произвела телепередача, в которой я увидел Кононова в последние годы жизни. Никому не нужный, он жил в деревне и торговал картошкой. История этого бесконечного полета вниз в каждом случае разная — и в каждом случае выглядит чудовищно. Для меня это кино о том, что каждый из нас может оказаться на месте Миши Кононова.

- Но при этом ваш Алексеев совсем не выглядит невинной жертвой обстоятельств. Скорее, наоборот — он ничтожество, совершившее массу довольно подлых поступков.

- Я вообще против навешивания ярлыков — как на своих героев, так и на живых людей. В нас все есть — и подлость, и благородство, и доброта, и злоба. Просто мы почти все свои сильные проявления научились скрывать. Только какая-нибудь экстремальная ситуация обнажает наше истинное лицо. Причем эта ситуация у каждого своя. И совершенно, кстати, необязательно, что при этом обнажении на свет выплывает что-то постыдное и нехорошее — но человек в этот момент сам удивляется обнаруженным в себе качествам.

- Такое случалось в вашей жизни?

- (После паузы) Я долгое время не знал слова «отец», потому что родился в 1938 году, а его расстреляли годом ранее. Прошло много времени, наступила «оттепель». В те годы у меня появился шанс попасть в мрачное учреждение, где можно было получить документы на отца. Ко мне вышел человек в форме и сказал: «Вот бумаги, только сразу учтите, что время было тяжелое, и в них вас кое-что может смутить». Я ему ответил: «Ничего, разберусь». Я сел и начал читать.

И осознал, что в 37-м судьбу моего отца определили три человека, которым понадобилось на это всего 15 минут. Я вообще-то человек сдержанный. Но тут не смог ничего с собой поделать и разрыдался. Я сидел в КГБ с уголовным делом и приговором в руках, плакал навзрыд и не мог остановиться. Для меня все это было страшным откровением.

- Важная тема фильма — роль женщины, которая пытается спасти вашего героя. В силах ли женщина кардинально поменять жизнь мужчины, даже если он этого не хочет?

- (Улыбается) Многое в этом мире уже сейчас зависит от женщин. Если кому-то доведется встретить на своем пути настоящую женщину, он тут же поймет, что она — это нечто большее, чем вся его жизнь, прожитая без нее. Прошлое уже не может иметь никакого значения, а ваше настоящее и будущее она обязательно изменит. За последнее время женщина очень выросла в понимании жизни и в осознании собственной значимости. Благодаря этому, уверен, на нашей планете неизбежно наступит матриархат.

СПРАВКА

"Кино про Алексеева"

Режиссер Михаил Сегал

В ролях: Александр Збруев, Алексей Капитонов, Светлана Первушина, Андрей Макаревич

Если Никита Михалков пошел на принцип и сделал кино с совершенно никому не известными молодыми артистами, Михаил Сегал решился на совсем другой фокус. И отправил сценарий картины уже десять лет не выходившему на съемочную площадку Александру Збруеву — актеру невероятно талантливому, однозначно легендарному и, безусловно, всеми любимому.

Збруев тут и есть Алексеев: некогда знаменитый музыкант, конкурировавший чуть ли не с самим Высоцким, а теперь прозябающий черт знает где и черт знает как. Он уже практически смиряется с этой ролью, когда неожиданное предложение дает ему возможность заново узнать и других, и себя, но главное — едва ли не заново прожить свою жизнь.

«Кино про Алексеева», не имеет к биографии Збруева никакого отношения, скорее это просто возможность насладиться его игрой и надежда на то, что, заново подружившись с кинематографом, актер вскоре снимется в чем-то не менее великом, чем он сам.

В прокате с 9 октября.

amp-next-page separator