Ирина Котикова: Учить химии можно и нужно с детского сада

Общество
Объединение школ вызвало у многих учителей и директоров головную боль. А вот Ирина Котикова, преподаватель химии школы № 519, наоборот, ему рада. Потому что в ее науке есть такой постулат: чем больше площадь соприкосновения веществ, тем выше скорость реакции.

Теперь Ирина Котикова работает в огромном образовательном комплексе, куда входят две школы и пять детских садов. Сбылась ее мечта: преподавать химию дошколятам.

- Ирина Валерьевна, зачем? Всем же все равно предстоит ее учить с 8-го по 11-й класс.

- Сегодня количество часов, отведенных на химию, сокращается, а объем программы остается прежний. Например, когда я оканчивала школу, мы изучали органическую химию в 10-м и 11-м классах, полтора года, по три часа в неделю. А сейчас на это отводят лишь один год, в 11-м классе, и по часу в неделю. Ученики не успевают воспринять этот поток информации.

Еще Дмитрий Иванович Менделеев предупреждал: «Не следует гасить огонь познания избытком топлива». Восьмиклассникам некогда заметить красоту химической науки — им приходится зубрить, зубрить и зубрить. А ведь можно сэкономить время за счет пропедевтического курса. Согласитесь, чтобы провести опыт по разделению смеси из песка и соли — залить водой, процедить и выпарить раствор, не надо ждать 8-го класса. Если ученик уже получил понятие о веществах, об обращении с ними, научился химическому языку, у меня останется больше времени на отработку действительно сложных тем.

Раньше я просила окружного методиста, чтобы к нам приводили ребят из детских садов. А теперь, благодаря объединению школ, они пришли ко мне сами (улыбается).

- Вы проводите для малышей специальные уроки?

- Это скорее игровые занятия, представления, конкурсы, викторины. И провожу их зачастую не я, а старшеклассники. Для них это проектная внеурочная деятельность. Я привлекаю к ней добровольцев, увлеченных химией. Кстати, потом некоторые из них становятся учителями. Но вот было у нас театрализованное представление «Путешествие Кисточки в страну Оксидов» (большинство красок — это оксиды).

Костюм Кисточки шила девушка, которая увлекается рукоделием, а к химии — ну, скажем, равнодушна. Но я уверена, что пока она сидела на репетициях, подгоняла костюмы, присутствовала на выступлениях, она все равно вслушивалась в тексты ролей и невольно узнала много нового и полезного.

- Какие еще темы занятий бывают?

- «Великий химик Мойдодыр», «Лаборатория внутри нас», «Экология нашего дома», «Хорошо иметь домик в деревне», «В погоне за тонкой талией». Ребятам с математическими задатками (конечно, не из детского сада, а постарше) нравится тема «Таинственный мир кристаллов». Мы говорим о красоте кристаллов, вспоминаем, где они встречаются в природе, а потом выращиваем их в школьной лаборатории из медного купороса.

Анализируем химические образы, которые встречаются в рекламе: измеряем PH шампуней, рассуждаем, так ли уж всемогуще средство против образования известкового налета в стиральной машине.

- Часто приходится телевизионные мифы развенчивать?

- Да. Например, мы приходим к выводу, что в московской воде достаточно фтора, нам не нужно и даже вредно получать его еще и из зубной пасты. А реклама утверждает, что эта паста нужна всем вне зависимости от региона. Но главное заблуждение, с которым приходится бороться, — это отношение к химии как разрушительнице и загрязнительнице природы. Я доказываю, что это полезная, созидательная наука, которая помогает разобраться в свойствах явлений.

К сожалению, сегодня не каждый ребенок может почерпнуть химическую культуру в семье. Даже на бытовом уровне. Детей дома почти не учат готовить, они не понимают назначения многих вещей на кухне. В ответ на вопрос, чем заправить салат, 9-процентным уксусом или эссенцией, указывают на бутылочку с уксусом: «А там пробку будет проще вытащить!» Поэтому нельзя откладывать преподавание химии даже до младшей школы — начинать надо раньше.

- Но химия действительно опасна — там могут быть взрывы, выбросы газа. Как доверить маленьким детям работу с открытым огнем и пробирки с кислотами?

- Ничего, в 3-м классе все прекрасно осваивают технику безопасности. Однажды я включила на перемене образовательный фильм с опытами по химии и отвлеклась от экрана. В кабинете были ребята из младшей школы, они хором воскликнули: «Ой, да что ж он делает!» А в фильме лаборант зажигал спиртовку зажигалкой. А они-то уже запомнили, что зажигать ее надо спичкой, а тушить колпачком. Так что мои ребята могут поучить технике безопасности некоторых взрослых.

СПРАВКА

Ирина Котикова родилась в 1975 году в Твери. Окончила Тверской государственный университет (1997). Учитель высшей категории, учитель года Москвы (2005), обладатель гранта Москвы в области педагогических технологий, победитель Всероссийского конкурса «Я иду на урок». Автор методического пособия «Окислительно-восстановительные процессы. Элективный курс».

amp-next-page separator