Ржевская дуга
В ноябре 1942 года красноармейцы отчаянно оборонялись в окрестностях Ржева. Всего несколько дней оставалось до контрнаступления (оно началось 25 ноября), и немцы всеми силами старались вернуть ускользающее преимущество. Хотели использовать Ржев как трамплин для нового наступления на Москву.
ЗАБЫТОЕ СРАЖЕНИЕ
В годы советской власти о Ржевско-Вяземской операции было писать не принято. Скупые строки в хрониках характеризовали ее как бои местного значения. Но ветераны помнят. Помнят веерные бомбардировки и залпы артиллерии.
Штыковые атаки на доты и танковые колонны с крестами на башнях. Кошмар окружения и ночные прорывы. И бесконечные долины смерти Ржевской дуги, устланные телами погибших солдат. Советских солдат. Чьих-то сыновей, братьев, сестер, матерей и отцов… В условиях ожесточенных сражений бойцов часто было некогда да и некому хоронить, и многие из них до сих пор лежат там, присыпанные только листьями или снегом. Без обелиска и креста.
СПАСИТЕЛИ СТАЛИНГРАДА
Сегодня в живых свидетелей тех боев осталось немного — за 15 месяцев в лесах подо Ржевом полегли более 1,3 миллиона советских солдат и офицеров. Больше, чем под Сталинградом. А немцами до настоящего времени не обнародованы данные о потерях. Известно, что многие их части потеряли до 80 процентов личного состава.
Во многом благодаря мужеству солдат, сражавшихся на тверской земле, сковавших значительные силы противника, «крепости на Волге» удалось устоять.
И именно Ржев в речи Сталина по случаю 25-й годовщины создания Красной Армии был упомянут как символ мужества наравне с Москвой, Ленинградом, Севастополем и Сталинградом.
ОГНЕННЫЙ ПЛАЦДАРМ
Начавшееся под Москвой контрнаступление наших войск споткнулось о Ржевский плацдарм. И немецкие, и советские генералы были уверены: маленький городок является ключом к столице. В итоге — три крупные операции Красной Армии. И страшный Ржевско-Вяземский котел, перемоловший в своих жерновах сотни тысяч судеб. Но бойцы выдержали. И в 1943 году начали от стен Ржева свой поход, закончившийся в Берлине весной 1945-го.
«Бои под Ржевом были из числа самых тяжелых, какие когда-либо приходилось вести советским войскам... Военные действия носили такой ожесточенный характер, что пленных было очень мало», — писал свидетель тех страшных боев Александр Верт, журналист британской газеты The Sunday Times.
ОПАЛЕННЫЕ СУДЬБЫ
В редакцию «ВМ» обратилась москвичка Любовь Комарова с просьбой помочь разыскать старшего брата, пропавшего где-то подо Ржевом в 1942 году. От него у родных остались только номер полевой почты 01915. И воспоминания о том, как улыбчивый 19-летний Саша Комаров уходил на фронт из родного Можайска. Уходил, чтобы никогда не вернуться.
— Мы до сих пор не знаем, что с ним случилось. У однополчан удалось узнать, что он погиб, — рассказала она «ВМ», — а командир говорил, что мой брат пошел в разведку и там получил ранение в голову. Его вытащили к своим и отправили в госпиталь. Больше мы ничего о нем не знаем. Хотелось бы узнать о его судьбе.
Многие до сих пор продолжают разыскивать своих родных, оставшихся лежать в ржевской земле. Только вот находят немногие…
ВОЗВРАЩАЯ ИМЕНА
Сегодня на территории Ржевского района находятся 45 братских захоронений. У многих солдат нет имен — только номера.
— Важно увековечить память о тех, кто сражался на ржевской земле. Эта работа проводится в нескольких направлениях. Первое — поддержание в достойном состоянии памятников, установленных в 1945–1960 годах. Не скрываю, что с каждым годом это делать сложнее, — рассказал «ВМ» глава Ржевского района Тверской области Валерий Румянцев. — Второе — выявление новых подтверждений масштабности сражений под Ржевом. Кроме документальных подтверждений это и ежегодно увеличивающееся число найденных останков погибших.
Крайне важно привлечь к этой работе людей. Для меня сегодня, как никогда, понятна ответственность власти за формирование истинных чувств патриотизма.
Поисковики не теряют надежды и каждый год продолжают возвращать имена. Побывавшая на местах воинских захоронений комиссия Российского военно-исторического общества (РВИО) во главе с его советником Ростиславом Мединским высоко оценила работу главы района. К 1 апреля РВИО вместе с администрацией района планирует установить новый памятник взамен старого, обветшалого, на братской могиле в районе деревни Хорошево. Уже сейчас архитектор готовит проект стелы, на которой увековечат имена героев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Достойный пример
Ростислав Мединский, советник Российского военно-исторического общества:
- Мне очень понравилось, что глава Ржевского района Валерий Румянцев лично провез нас по местам захоронений советских воинов и рассказал о каждом. Это хороший пример для других чиновников, не всегда находящих время и средства для увековечения памяти погибших солдат и офицеров. А в Ржевском районе регулярно проводятся субботники, в которых принимают участие все местные чиновники. Они своими руками благоустраивают захоронения, поддерживают в порядке памятники.
ДОРОГОЙ ТЯЖКОЮ, ДОРОГОЙ СЛАВНОЮ
Администрация Ржевского района при поддержке Российского военно-исторического общества (РВИО) и Ростуризма организовала 40-километровый военно-туристический маршрут по местам боевой славы. Он называется «Дорогой тяжкою, дорогой славною». Здесь шли кровавые бои и в годы Великой Отечественной войны, и раньше — в годы войны 1812 года.
Маршрут начинается от дома-музея, где останавливался Иосиф Сталин, и идет мимо Мончаловских болот, где советские войска бились в полном окружении. Одна из достопримечательностей на маршруте — могила героя войны 1812 года, генерал-лейтенанта Александра Сеславина.