Сербы-братушки в гостях у «Вечерки»
Студия: У нас сегодня в гостях сербы, братский народ, поддерживающий нас всегда и во всем.
Михаил ПОМИДОРОВ: Состав у нас сегодня очень широкий, разнообразный и музыкальный. Стево Пантович, инженер – конструктор, Милун Мишкович, инженер конструктор, Божидар Митрович, д.ю.н, заведующий кафедрой Международного, славянского и экологического права университета МНЭПУ в Москве, председатель РОО «Объединение сербов» в Москве, Марян Божович, экономический советник Посла Сербии в России, Василие Мийаилович, юрист, выпускник МГУ, Ансамбль «Икановичи»: Иканович Будимир, Иканович Миомир, Жданькова Юлия (Иванна), Фольклорный ансамбль «Тамо Далеко»: Тимотиевич Стефан, Тимотиевич Алэксандра, Бандука Ангелина, Бандука Далибор, Лангович Мильан, Обрадович Тамара и Цветко Йованович, официант ресторана «Беотурс». Поскольку среди нас сегодня целых два творческих коллектива, то начнем наше сегодняшнее знакомство с музыки и танца.
Студия: Прекрасная атмосфера, прекрасная энергия исходит от наших музыкантов. Зрители удивляются, как у артистов получается выдерживать такой быстрый темп. Расскажите, пожалуйста, про современную Сербию.
Стево ПАНТОВИЧ: Сербия – государство, которое после развала Югославии имеет совместные границы со своими соседями: Болгарией, Хорватией, Боснией, Черногорией, Македонией, Албанией, Румынией и Венгрией. Сегодняшняя Сербия занимает территорию размером 86 тыс. квадратных километров. Около 9 млн. сербов проживает в нашей стране.
Михаил ПОМИДОРОВ: Скажите, ваша природа такая же разнообразная, как и музыка?
Стево ПАНТОВИЧ: Конечно, нашу природу нужно видеть, ее красоту и неповторимость трудно описать. Нашей природой можно наслаждаться в любое время года, она красива всегда. Трудно даже сказать в какое время года она прекраснее. В наших пейзажах есть все: реки, белые песчаные отмели, сосны, горы. Все, что Бог дал Земле, у нас есть. Наш народ очень гостеприимный, поэтому мы приглашаем команду Вечерней Москвы приехать к нам на больших каникулах и насладиться всеми этими красотами.
Валентина ТЕРЕХИНА: Ваша культура очень близка русской, почему так сложилось?
Божидар МИТРОВИЧ: Сербия и сербский народ принадлежат русской цивилизации. В русской цивилизации принадлежность человека к обществу, в отличие от цивилизации западной, определяется не через территорию, а через принадлежность роду. В нашей традиции все исходит от рода, родственных связей. Русские и сербы – это единый род. Поскольку основу слова Россия представляет аббревиатура рАз или рАс, что обозначает «родПервоначала». Синонимом слова «Россия» является слово «родина». Но при переводе слова «родина» на любой западный язык получается приставка «территория/land» (native land, home, homeland, motherland, fatherland), поскольку на Западе принадлежность человека обществу понимают, не через род, но исключительно через территорию. Слово «культура» возникло от слова «коло». Древние славяне под термином «коло» представляли взаимозависимое движение матери Земли вокруг Солнца. На рисунках «мезенской росписи» из Архангельской области, Солнце всегда обозначалось красным цветом, Земля черным. Земля во всех сюжетах крутится вокруг Ярила. Коло материализуется в дереве в виде годичных колец. Наши древние предки заметили, что оборот Земли вокруг Солнца происходит за тот период времени, за который у дерева образуется новое кольцо на срезе. Это ведь происходит не случайно, природа за это время проходит определенный законченный цикл, дерево это просто отражает. Слово «культура» возникло тогда, когда древние славяне, поняв сколько времени длится год перестали кочевать, и осели, поняв в какой период можно сеять, в какой ждать урожай. Коло дарит нам четыре времени года и поэтому они это тайное знание назвали КолДар, который мы из-за этого называем каленДар. Источником не только сербской культуры, но и всей русской цивилизации можно считать эпоху Лепенского Вира и Винчи, это места, которые можно считать колыбелью нашей сегодняшней цивилизации, ибо там древние славяне определили каленДарь/КолоДарь. Как видите, сербы и русские имеют абсолютно общие корни.
Студия: Наши народные танцы немножко другие, но настроение, которое они передают, очень похоже. Недавно я ехал в машине и слушал Кустурицу. Его музыка прекрасно ложится на наши пейзажи.
Божидар МИТРОВИЧ: Кстати, элементы коло, которые вы только что видели в наших танцах. Не случайно в танце сначала идет мужчина, за ним женщина, потом снова мужчина и снова женщина. У нас есть скульптура из эпохи Лепенского Вира, она сочетает в себе подобным образом мужские и женские элементы Матери Земли и Солнца.
Студия: Танец и музыку, которые мы сейчас видели и слышали, заряжены очень радостным настроением, скажите в каких случаях их исполнение уместно, а в каких нет?
Божидар МИТРОВИЧ: Из рисунков на древних гробницах следует то, что этот танец танцевался и на похоронах тоже. На этрусских гробницах изображался хоровод, так как считалось, что после смерти начинается новый круговорот жизни. Даже в Польше на похоронах его танцевали до XIX века. Тем не менее, это танец считается весенним, его танцуют как символ и способ воскрешения жизни мужским и женским соединением.
Михаил ПОМИДОРОВ: В нашем сюжете мы видим еще один эпизод единения наших культур. У памятника погибшим сербам представители наших народов зажигают свечи.
Божидар МИТРОВИЧ: Это памятник сербам, погибшим в Балканской войне в 1912 году. Тогда мы освобождались от турок. Видите, в рамках этих памятных мероприятий священники крутят калач по кругу. Опять же это один из элементов коло, который был сохранен в нашем православии благодаря святому Савве Сербскому. Его, кстати признают и сербская, и болгарская, и русская церкви. Крестимся мы так же, как и русские, ибо мы православные. В наших православных традициях также сохранилась культура употребления вина. Сербы пили вино, когда уходило Солнце на южное полушарие Земли. Считалось, что в вине сохранялась энергия Солнца. Все это еще и еще раз подтверждает единство наших культур.
Михаил ПОМИДОРОВ: Мы видим музыкальный инструмент, похожий на флейту.
Божидар МИТРОВИЧ: У нас это называется «фрула». Этот инструмент не случайно сделан из дерева, дело в том, что сербы поклонялись дереву, почитали его. Нам удалось сохранить многие древние инструменты, они сегодня звучат так же, как и много веков назад.
Михаил ПОМИДОРОВ: Вместо западной дискотеки нам впору вспомнить хоровод. Бросить все эти танцы, больше похожие на звериные, взяться за руки и пуститься в пляс.
Студия: Следуя традиции нашего выпуска, мы всегда спрашиваем у гостей, как они оказались на российской земле и когда это произошло. Расскажите, как живется в Москве сербам?
Милун МИШКОВИЧ: Наши предки передвигались по Европе не так, как мы сейчас. Они передвигались по всей Европе очень активно. Большое переселение сербов произошло в конце 17 века перед наездом турок. Сербы перешли сначала в Австрию, затем в Россию. Около 10 тысяч людей переселись тогда в Россию. Можно сказать, что мы оставили важный след в вашей истории. В 18 веке граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский, сподвижник Петра Первого, дипломат, основатель одной из первых русских разведывательных сетей на зарубежье, выполнял спецзадания российских послов в Константинополе. Петр первый ему очень доверял. Он вел переговоры с Папой Римским. Этот граф покровительствовал тем, кто получал образование в Венеции. Именно он по поручению Петра Первого купил и тайными каналами привез в Москву Абрама Петровича Ганнибала, предка Пушкина. Наши предки говорили почти на всех европейских языках. Кстати, в петровское время русский и сербский почти не отличались.
Студия: Расскажите, как живется в Москве сербам?
Стево ПАНТОВИЧ: Сербская диаспора в Москве представляет собой часть той диаспоры, которая сформировалась не до 19 века, а во второй половине ХХ века. Основная ее часть в последние годы занимается зодчеством. Сербы построили гостиницу «Космос», Шатурский район, санаторий Норильского никеля, новый ЦУМ напротив Лубянки, институт биохимии на Беляево, новое здание Академии Наук.
Студия: Для сербов зодчество – традиционное занятие или же оно развилось больше в последние годы?
Стево ПАНТОВИЧ: Откуда у сербов традиция зодчества? Эта традиция складывалась со временем. У нас до сих пор сохранились постройки старых мастеров 12-го века, у нас даже сохранились их портреты. Зодчество – это вынужденный путь. На территории Сербии было много разных войн, обычно, после них были разрушения, каждый раз нужно было отстраиваться заново. Только столицу Сербии за ее историю бомбили 4 раза. У сербов считается, что здоровый дом нужно строить из здорового материала, из дерева.
Божидар МИТРОВИЧ: Основные архитектурные элементы возникли из мировоззрения древних славян «Все есть Коло»: если смотреть капитель сверху, он содержит круг, если дорический, а также коло, если ионический или коринфский, поскольку крест Солнца переходит в цветок, а крест Земли переходит в волюту. Самый большой капитель в мире находится на Красной площади в Москве в виде Покровского соборного храма и полностью повторяет Коло с «кнемиды (металлические доспехи, защищающие голени древнего воина)» Винчанской культуры (3500 л. до н.э. эпоха Бутмир, сейчас в Республике Сербской в БиГ), поскольку четыре больших купола творят крест Солнца, а четыре маленьких купола представляют крест Земли, которая вертится вокруг Солнца и творит годовое воскресение природы.
Студия: После того, как серб построил самый удачный в мире дом, ему хочется танцевать и петь, что и демонстрируют наши сегодняшние очень музыкальные и артистичные гости. Вот, кстати, в чем отличие южнославянской музыки и пения от нашей. Несмотря на слезу, проступающую в начале, у сербов все заканчивается радостью и танцем. Скрипка дает этот оттенок, это впечатление. Мы все-таки более мрачные.
Милун МИШКОВИЧ: Не только в архитектуре, но и в российской истории мы оставили след. Анна Якшич, в замужестве Глинская, супруга князя Василия Львовича Глинского, мать Елены Глинской, воспитывала первого русского царя Ивана Грозного. Она хорошо знала математику, хотя ее обвиняли в колдовстве, она была просто образованной женщиной. Кстати, азбучные знаки возникли в эпоху Вира, о которой мы с вами уже говорили.
Студия: Получается, в воспитании нашего первого государя был сербский подход.
Валентина ТЕРЕХИНА: Мы сейчас видим сюжет о спектакле с участием вашего ансамбля.
Стево ПАНТОВИЧ: Это спектакль, который называется «Солунцы говорят». В спектакле сербские бойцы солунцкого говорят о прорыве в Первой войне. 28ого ноября в Московском доме национальностей будет показ первого документального фильма о войне, которая шла на территории, великой войне. После показа этого фильма все наши ребята, которых вы здесь видите, будут танцевать.
Валентина ТЕРЕХИНА: Расскажите про ваши традиционные костюмы. Завораживают не только костюмы, но и бусы, вышивка. Наши бусы изображают символ солнца. Русский ученый Рыбаков объяснял, что молодые девушки молились Богу, просили, чтобы жених подарил им бусы, бусы – это символ новой жизни, а новая жизнь для девушки – это рождение ребенка.
Студия: Во сколько лет девушки выходят замуж?
Божидар МИТРОВИЧ: Раньше в деревнях девушки рано выходили замуж: в 18, 16 лет. Сейчас, обычно, выходят после окончания университета.
Студия: Как сербы относятся к разводам?
Василие МИЙАИЛОВИЧ: Кто-то относится хорошо, кто-то не очень. Но в Сербии также, как и в России, есть движение «Разводу нет».
Михаил ПОМИДОРОВ: Песни, которые вы поете о любви, но, как мы знаем, путь настоящей любви проходит через кухню.
Божидар МИТРОВИЧ: Сербская кухня избежала влияния многих завоевателей. У нас она называется царской кухней. В традициях нашей кухни многое связано с капустой. Голубцы, например, мы готовим из листов обычной или квашеной капусты. Мы очень любим фаршированный перец. Но главная еда, которая, кстати, отражает традиции нашей оседлости, это ягненок на вертеле. Голубцы, которые мы готовим, мы называем сарма. У нас есть свой сыр. У нас растут прекрасные фрукты, потому что у нас оптимальное сочетания солнца и чернозема.
Студия: Есть такие блюда, которые для мужчины мама готовит всегда лучше, чем жена, у нас, например, это борщ.
Милун МИШКОВИЧ: Для сербских мужчин – это сарма. У нас она готовится чаще всего из листов квашенной капусты, мясного фарша с добавлением копченого мяса.
Студия: Какие у вас есть супы?
Стево ПАНТОВИЧ: Фасоль у нас варится как суп. Это национальное блюдо. Им всегда кормили рабочих в деревнях. Сегодня его очень любят на стройках. Оно очень питательно. Кстати, сербы, пожалуй, единственный народ, который второе основное блюдо ест ложкой. Сербы очень любят каймак – пенка с молока. У нас есть блюдо, похожее на киевскую котлету, только не из куриного, а свиного мяса. Также внутри сыр и шницель из свинины, а снаружи панировка. Мы любим также обжарить красный перец, помидоры и лук. У нас очень популярен на закуску соленый пирог.
Студия: Нет ни одного русского человека, которому не была бы приятна поддержка на бытовом уровне братской Сербии. Например, когда сербские болельщики поют на стадионе «Катюшу». Мы очень ценим и любим наш братский народ. Спасибо вам огромное, дорогие братья сербы, что пришли сегодня к нам в студию.