Чудный народ чудь
Студия: Сегодня у нас в гостях волшебный, чудеснейший народ.
Валентина ТЕРЕХИНА: Чародеи, богатыри, маги – народ чудь.
Михаил ПОМИДОРОВ: Давайте их скорее представим: Васив ГУЛИЕВ – гармонист, Ирина Евгеньевна КОСОЛАПОВА – исполнитель народной песни, Юлия Владимировна КАРАВАЕВА – журналист по этнической тематике финно-угорского мира, Сергей Михайлович ГРИГОРЬЕВ – член правления Общества финно-угров г. Москвы, руководитель музея крестьянского быта народа чудь «Дом Лукея» (деревня Нюхча, Архангельская), Алексей БЕГЕШЕВ – ведущий, журналист, диктор, Виктория ГОРДИТСКАЯ – руководитель детского образцового вокально-хореографического коллектива «Северная мозаика» и коллектив «Северная мозаика». Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, где сейчас проживают чуди и что это за народ такой?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Народ чудь – один из древнейших коренных народов территории России. В Новгородской области, Архангельской области, в республике Коми, на Урале и в Западной Сибири проживает этот народ.
Валентина ТЕРЕХИНА: Хочется расспросить наших гостей. Сергей Михайлович, Лёша, Юля, расскажите нам всё-таки, пожалуйста, подробнее, где проживает народ чудь. Что такое «Нюхча»?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Это деревня, которая находится на границе с республикой Коми. «Нюхча» означает «лебединая». Лебеди – символ нашей деревни - не так давно они снова стали к нам прилетать.
Валентина ТЕРЕХИНА: Чудесно звучит…
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Да, это была просто сказка, когда лет 30 лебеди не прилетали к нам и вдруг снова вернулись. Они пролетают мимо в Финляндию.
Михаил ПОМИДОРОВ: А вот такой вопрос, чем славились чудские люди в древние времена? Чем они занимались?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Они занимались пушниной, рыболовством. Торговали всевозможными драгоценными камнями, которые теперь на Пинежье обнаружены. Развита была обработка металлов, бронзовое литьё.
Валентина ТЕРЕХИНА: Подскажите, пожалуйста, была ли у чуди письменность?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Да, конечно, была. Я обнаружил эту письменность на кладбище.
Михаил ПОМИДОРОВ: Ещё сохранились такие кладбища?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Они до сих пор действующие, 10 км от нашей Нюхчи. На этом кладбище есть столб с надрезами такими – с одной стороны с русскими инициалами, с другой – родовой знак.
Михаил ПОМИДОРОВ: То есть у каждого рода свой знак?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Да. Древние языки часто имеют родовые знаки. Вот по этим родовым знакам были сделаны выводы о наличии письменности у чуди. Все говорят, что чудь – загадочный мифический народ. Но это на самом деле не так.
Михаил ПОМИДОРОВ: У нас сегодня есть родственные чуди народ – удмурты. Вы же тоже из финно-угорской группы, как и чудь, много ли сходств между вами?
Алексей БЕГЕШЕВ: Да, всё верно. Мы – родственный народ чуди. У нас также есть родовые племена, так называемые «воршуды», и целые семьи называются «чудья - шудья». Это до сих пор сохраняется. Скажу более того, сейчас это очень модно – использовать среди молодежи какие-то родовые «никнеймы» по-современному.
Михаил ПОМИДОРОВ: А что касается веры. Удмуртский народ – это язычники?
Юлия КАРАВАЕВА: Да, удмурты – это язычники изначально. У них нет одного главенствующего бога. Например, есть божество воды, очень много различных духов.
Михаил ПОМИДОРОВ: То есть к нему обращаются, если нужен, к примеру, дождь?
Юлия КАРАВАЕВА: Ну да, вот ещё пример: когда удмурты заходят в лес, нужно поклониться духу леса. Когда человек заходит в дом, нужно поклониться. Всё завязано на поклонении, на уважении к духам и к силам природы.
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Вы никогда не увидите молящуюся чудь, но у чуди есть свои обряды. Вся природа – это храм.
Михаил ПОМИДОРОВ: А у нас в гостях представители ещё одного родственного народа чуди – коми-народ. Вы исполнили замечательные песни. Виктория, по какому случаю обычно исполняются эти номера?
Виктория ГОРДИТСКАЯ: Первая песня «Вопищи», которую мы исполнили, означает «собирательница грибов и ягод». А инструменты, которые вы сегодня слышали, это коми-инструменты, они были сделаны мастером на заказ в Сыктывкаре. Называются они «чипсаны» и «поляны», делаются из бересты. Это сделано по принципу «пана флейты».
Михаил ПОМИДОРОВ: Вопрос к Сергею Михайловичу. Почему про чудь говорят «чудь белоглазая»?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Это давно устоявшийся термин. Почему «белоглазая?» У многих, кто живет на севере, глаза бледно-голубые. Они очень похожи на белые, особенно, когда яркое солнце. Кроме этого, была «чудь желтолицая» и «чудь краснокожая», они до сих пор есть. Это северно-финский типаж. Они чем-то похожи на венгров.
Михаил ПОМИДОРОВ: Сколько сейчас насчитывается народа чудь?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Народа чудь не так уж мало. Просто многие стесняются говорить, что они чудь, так как с древних времен шло давление, мол, нет никакой чуди, её не существует. Сейчас я добился включения чуди в списки переписных листов.
Михаил ПОМИДОРОВ: То есть это фактически официальное признание, что такой народ есть?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Да.
Валентина ТЕРЕХИНА: И сколько сегодня записываются чудью?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Вы знаете, как у нас говорят: «Без бумажки ты букашка»… Вот, прочитайте (передает документ Михаилу ПОМИДОРОВУ).
Михаил ПОМИДОРОВ: Я вам сейчас зачитаю, друзья. «По данным всероссийской переписи населения 2002 года на территории РФ зарегистрировано представителей народа чудь - 21 человек, в том числе по Архангельской области 10 человек». И всё это благодаря Сергею Михайловичу.
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Наша проблема в том, что мы «укрупняем» национальности. Разные национальности пытаемся обозвать одним именем. Это неправильно.
Михаил ПОМИДОРОВ: Давайте поговорим про национальную кухню. Чем питается чудь?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Пироги из брусники и клюквы, различные рыбные пироги – это традиционно чудские блюда. Они используют русские печи для приготовления блюд.
Михаил ПОМИДОРОВ: Как строится быт семьи?
Сергей ГРИГОРЬЕВ: Мужчины – добытчики. Жены распределяют «добытое».