Узнаем Чехова. Писатель, врач, гуманист
Есть его беспрецедентное одиночное путешествие на Дальний Восток, его гуманитарная деятельность, строительство школ, больниц, фельдшерских пунктов. Недавно с юнкорами «ВМ» посетили чеховскую усадьбу «Мелихово», где нам открыл ся совершенно иной Чехов. Чем дольше мы гуляли по усадьбе, тем больше открывали для себя не писателя, но человека.
С фотографий и портретов на нас смотрел красивый высокий мужчина с густыми волосами и все с той же легкой усмешкой. Наш экскурсовод тоже не раз отмечала, что Чехов был очень хорош собой и пользовался популярностью у противоположного пола. Его поклонниц даже шутливо называли «антоновками».
Каждая комната рассказывала что-то о ее обитателе. Оказалось, что в доме Чеховых всегда звучала музыка. В гостях часто бывал Чайковский.
После поездки в Мелихово я стала совершенно иначе смотреть на личность Антона Павловича Чехова и на его творчество. Специально сходила на лекцию «Вишневый сад»: комедия или трагедия?» в Литинституте имени Горького. Сам автор подписал ее как комедию и настаивал на этом, несмотря на сопротивление Станиславского и Немировича-Данченко. Споры о жанровой принадлежности пьесы идут до сих пор.
Для меня она комедией не читается вовсе. Во-первых, в пьесе присутствует смерть. Это уже не может быть комичным. Во-вторых, хотя главные герои выглядят забавно и даже нелепо, они вызывают скорее не смех, а жалость. И, несомненно, трагический оттенок придает факт, что это произведение оказалось для писателя последним.
Одна и та же ремарка повторяется дважды: «Тишина… Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Во втором акте этот звук как будто предупреждает героев, настораживает их. В последнем же акте он подводит итог, ставит точку. В звуке лопнувшей струны все: и безвозвратный уход прежней жизни, и приговор героям пьесы, и печальная гибель вишневого сада… Такое впечатление оставляет пьеса. Комична она или трагична — драматург оставил выбор за каждым из нас.