Эксперты «ВМ»: Парижский теракт раскачал мировую лодку
Парижская трагедия вызвала в мире широкий резонанс. Эксперты «ВМ» собрались в редакции, чтобы обсудить, как изменился мир после теракта 7 января и последующих событий.
С самого начала дискуссия стала острой. И ее накал не спадал до завершения круглого стола.
ЭХО ПАРИЖСКОГО РАССТРЕЛА
Разговор начал замглавного редактора «ВМ» и ведущий круглого стола Гаяз Алимов:
— Так совпало, что мы собрались в день, когда вышел очередной номер журнала «Шарли Эбдо». И опять с карикатурами на пророка Мухаммеда. Но давайте вернемся к событиям 7 февраля в Париже. Напомню, первая карикатура на пророка в этом издании была опубликована в ноябре 2011-го, а теракт произошел в 2015-м. Причем целенаправленно. Значит, «за первым выстрелом» последуют другие? Практически все участники согласились с этим.
— Речь идет о тщательно выверенном, подготовленном акте. На заметку «Шарли Эбдо» был взят давно. Сама техника теракта позволяет говорить о том, что были использованы слабо обученные исполнители. Но, судя по медиареакции на трагедию, он действительно готовился, — уверен политолог Алексей Мухин. — Следует учитывать, что за ним последовала серия акций во Франции, Германии, Турции. Обращаю внимание на временные рамки, которые существуют между терактами и заявлениями политиков, сделанными до этого. Я имею в виду слова президента Франции Франсуа Олланда о том, что необходимо пересматривать антироссийские санкции.
Аналогичные заявления сделала и Ангела Меркель. И нельзя упускать из виду то, что Турция в последнее время крайне серьезно сблизилась с Россией.
С коллегой не согласился обозреватель «ВМ», политолог Кирилл Привалов:
— Я не думаю, что это напрямую связано. Но, безусловно, Франкенштейн восстал против своего хозяина. Ведь террористов воспитывали в специальных лагерях — и американцы, и англичане. Западники думали, что они будут воевать где-то в Сирии, но оказалось иначе, потому что с ними очень трудно вести диалог.
По словам Привалова, в Париже он снимал фильм, и ему удалось побывать в тех кварталах, где белым появляться не рекомендуется.
— Разговаривать с этими людьми было невозможно, потому что они ненадежные партнеры — они сегодня одни, завтра другие. И без определенного заказчика, кукловода, террористы действовать бы не стали. Тем паче что точка невозврата в Европе пройдена, ведь убийство совершили не иностранные наемники, а люди, которые родились во Франции.
Привалов уверяет: еще в 80-х годах обстановка там была другая, на приезжих смотрели другими глазами, с благожелательными улыбками. Но теперь все изменилось, и в некоторых районах люди арабского происхождения составляют большинство.
А Георгий Бовт напомнил, что на днях был арестован французский комик Анью Дано, позволивший себе довольно жестокую шутку, скрестив в своем выступлении фамилию бандита, захватившего в Париже заложников, и название журнала «Шарли Эбдо».
— То есть на самом деле получается, что шутить над пророком Мухаммедом можно, а антисемитские шутки за пределами свободы слова, — возмутился он. — И шутки по поводу трагических смертей тоже за рамками свободы слова. Довольно интересное явление, показывающее новый пример двойных стандартов.
МАРШ, ВЫЗВАВШИЙ ВОПРОСЫ
В дискуссию снова включился Гаяз Алимов:
— Почему именно этот теракт, никакой другой прежде, вызвал такой небывалый политический резонанс? Прошел многомиллионный Марш солидарности с участием лидеров из более чем 50 стран. Такого не было никогда — ни после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке, ни после Беслана, ни после одесской трагедии... Сергей Михеев посчитал, что, даже если теракт и не был подготовлен извне, о чем любят рассуждать конспирологи, он совершенно точно оперативно был использован политиками для получения очков.
— Я почти наверняка уверен, что партнеры теперь скажут французам: куда вы без нас, и Евроатлантический союз — единственная надежда для вас, — уверен Мухин, — по крайней мере демонстрация солидарности лидеров государств говорит именно об этом.
А политолог Михаил Панченко, включившийся в беседу, вспомнил о терактах 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и последовавших событиях.
— У каждого события должна быть своя причина. И даже если прямой подготовки теракта в Париже со стороны не было, то для его совершения могли быть созданы предпосылки, — высказал он свое мнение. — И я уверен, что Америка теперь замахнется на часть суверенитета ЕС. Ведь безопасность в наше время — самый ходовой товар.
А Кирилл Привалов отметил, что теракт произошел очень «вовремя».
— Марш стал праздником сердца для имиджа Франсуа Олланда, — уверен он. — А в общественном мнении французов «Национальный фронт» Мари ле Пен оказался «на полях». Собственно, думаю, это и было одной из основных целей марша.
В свою очередь, Алексей Мартынов удивился, почему такому, как это ни цинично звучит, ординарному событию предали столь громкий, практически всемирный вес. Тогда как сотни других терактов не удостаиваются и десятой доли такого внимания.
— К несчастью, мы привыкли к тому, что в мире люди ежедневно убивают друг друга. После нападения на Грозный не было вселенского воя и всемирной трагедии из этого не сделали. Так же как из того, что на юго-востоке Украины ежедневно гибнут 12–15 людей — детей, женщин, стариков. Здесь же, по сути, получилась ситуация, что хулиганов и провокаторов от журналистики убили два отморозка. По нынешним временам ничего необычного. Но все это с помощью СМИ послужило почвой для мобилизации французов, — уверен он. — А в случайные совпадения я не верю. Все, что мы видим, напоминает голливудскую историю не самого хорошего качества.
Продолжая тему, Алексей Мухин заметил, что шествие лидеров на Республиканском марше было, по сути, отдельным мероприятием.
— Это действие было демонстрацией единства с подтекстом полного бессилия, — отметил он.
ГОТОВНОСТЬ НОМЕР... НОЛЬ?
Немало вопросов вызвали и действия французского спецназа при задержании боевиков, которые уже вызвали немало критики со стороны профессионалов.
— По сути, на определенном этапе французы утратили часть своего суверенитета. В первую очередь в вопросах нацбезопасности. Ведь содержать спецслужбы — дело накладное и хлопотное, — поделился своим видением ситуации Алексей Мартынов, — а тут к тому же есть союзник, который за свои услуги не просит денег, вовремя предупреждает об опасности. Я имею в виду Америку.
Но в таких условиях французское руководство должно быть готово, что, если они не будут идти в ногу с партнерами, к ним могут быть применены не самые дипломатические методы.
Его поддержал Алексей Мухин, который подчеркнул, что при расследовании теракта главными консультантами французских жандармов были агенты Федерального бюро расследования США.
— По сути, эта «услуга» была навязана французам. В связи с чем возникает много вопросов, — заметил политолог.
СВАСТИКА И ПОЛУМЕСЯЦ
Действие всегда рождает противодействие, и на фоне поднимающего голос исламского радикализма по всей Европе начал поднимать голову молох неофашизма. И не только на Украине, где факельные шествия в лучших традициях Третьего рейха стали уже едва ли не нормой. Неонацистские сообщества множатся и во Франции, и в Германии. К сожалению, Россию беда тоже не обошла стороной.
— Мы предупреждали о необходимости борьбы с экстремизмом везде, где он проявляется, в том числе на Украине. Кто же отреагировал на факельное шествие неонацистов на Украине? Один Земан? Неужели немцам, французам и прочим хочется увидеть такие шествия на улицах своих городов? Если будут вести себя под дудку американцев — увидят, — поинтересовался у участников круглого стола Гаяз Алимов.
— Пока я не уверен, что французский обыватель пойдет на баррикады сражаться. То есть драматизировать до такой степени, чтобы общество пошло за такими организациями, как «Национальный фронт», пока не стоит. Но их «потолок» сейчас близок. Всегда можно сказать, что если победит «Фронт», то эти взрывы будут каждую неделю, — добавил Георгий Бовт. — Но и в России нет рецепта от этой болезни. Никакой толерантности к таджикским гастарбайтерам сегодня нет. Возникает резонный вопрос: не получим ли мы восстание рабов через несколько лет? Да, карикатуры у нас никто пока не рисует, но рано или поздно у этих людей может проснуться чувство собственного достоинства. Тогда мы получим другую крайность — абсолютную нетерпимость. Которая, к сожалению, растет.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
14 января на первой полосе журнала «Шарли Эбдо» снова вышла карикатура на пророка Мухаммеда (изображать которого исламом запрещено). Что это — ответ «мы не боимся» или попытка потыкать палкой в спящего медведя? Алексей Мухин уверил, что здесь мы можем видеть типичный пример довольно циничного медиабизнеса.
— Это уже рынок. Дело в том, что журнал раскупится, издание какое-то время просуществует на этом рейтинге популярности, а затем исчезнет. Сняли сливки, — уверен он.
Его поддержал и Кирилл Привалов.
— Я не думаю, что будет новый теракт. «Шарли Эбдо» — сбитый летчик, — заявил политолог. — Кстати, пока непонятно, кому пойдут огромные доходы от продажи журнала, стоимость которого доходит сегодня до сотни евро.
КСТАТИ
Глава йеменского отделения террористической организации «Аль-Каиды» Нассер бен Али аль-Анси взял на себя ответственность за террористические атаки в Париже. Он объяснил убийство 12 работников парижского сатирического журнала «Шарли Эбдо» «местью за Пророка». Эту версию косвенно подтверждает то, что старший из братьев-террористов, Саид Куаши, проходил подготовку именно на территории Йемена. Ранее спецслужбы США выразили сомнение, что за терактом может стоять «Аль-Каида».
В свою очередь в эфире американского телеканала ABC, что террористов, напавших на «Шарли Эбдо», спонсировала «Аль-Каида».
По данным СМИ, один из подозреваемых в совершении теракта в центре Париже получил 20 тысяч долларов три года назад. (подробнее)
***
В редакции «Вечерней Москвы» на постоянной основе работает «Клуб политологов». На этой открытой площадке ведущие российские эксперты собираются для обсуждения важнейших актуальных вопросов, лежащих в политической и экономической плоскости, беспокоящих сегодня общество. Ближайшее заседание клуба запланировано на конец января.
КОММЕНТАРИИ
Юрий Лоза, композитор:
- Идет очевидная политика двойных стандартов. Люди, убитые в Сербии, России, они для европейцев как бы не считаются. Сколько угодно можно убить людей на Донбассе — никто этого не видит, и любые проводимые здесь или там акции на Западе останутся незамеченными. Европейцы замечают только то, что происходит с ними, и ставят это в ранг какого-то глобального, колоссального события. Убили карикатуристов, причем предупредили о том, что с ними будет.
Но тут встает вся страна, и моментально откликаются все, кто пытается получить дивиденды от трагедии. Счет убитых на Донбассе идет на тысячи — и никакой реакции! Франция считает это нормальным и продолжает давать деньги на убийство людей. Понятно, что этот конфликт может быть решен мирным путем.
Но деньги украинцам выделяются. Можно просто прекратить финансирование, и война закончится завтра. Для этого Европа должна перестать поддерживать Украину. Если вы даете деньги на продолжение войны и идете Маршем мира, то это самое настоящее лицемерие.
Политологи, комментируя события в Париже, высказываются практически однозначно: трагедии нельзя было избежать. И этому много причин: миграционная политика, отношение европейцев к приезжим, социально-экономические факторы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Директор Совета евреев Франции Робер Эжнес:
- Свои правила есть у ислама, есть свои правила и у демократии. Издание «Шарли Эбдо» провоцировало всех вообще.Включая и евреев, и раввинов, и Иисуса Христа, и епископов церкви. Но такова роль сатирического журнала в демократической стране. Этот журнал никогда не применял двойных стандартов. Доставалось всем.
Все знают, что это сатира. Одна из принадлежностей демократии. Это часть силы демократии. И почему-то все хотят жить именно в этой, демократической стране. (эксклюзивное интервью с Робером Эжнесом читайте здесь)
Принц Карл-Филипп Орлеанский:
- Я не думаю, что население Франции лукавило, когда выходило на марши, хотя и не исключаю, что большинство людей действительно не знакомо с содержанием этого сатирического журнала. Если вы посмотрите на его обложки, то они, честно говоря, немного шокируют. Это такой анархо-либертарианский стиль, который позволяет оскорблять всех, невзирая на религиозные и другие чувства людей. (подробнее)
МНЕНИЕ
Париж. Пейзаж после битвы
Колонка обозревателя Кирилла Привалова
«Я горд быть французом», - заявил после Республиканского марша, шумно задекларированного как «молчаливый марш единства», премьер-министр Франции Мануэль Вальс, кстати, каталонец и швейцарец по происхождению.
И в самом деле: представители едва ли не всех наций явились в прошедшие выходные в Париж, чтобы почтить память жертв религиозного фанатизма, прежде всего – расстрелянных джихадистами сотрудников сатирического журнала «Шарли Эбдо». (далее)