Мы взлетали, как утки с раскисших полей

Общество
Перед вами — советские самолеты начала Великой Отечественной войны. И-16 и их предшественники И-153 в 1941 году первыми встретили немецкую авиацию.

Многие летчики-асы осваивали военное искусство именно на этих истребителях. Пять лет назад не стало одного из таких мастеров — Виталия Ивановича Попкова, дважды Героя Советского Союза. К началу 1945 года в 83 боях он сбил 41 самолет противника. Именно Попков стал прототипом Маэстро из фильма «В бой идут одни «старики». А начинал летать Виталий Иванович на И-16.

И-16 «Истребитель шестнадцатый»

Среди советских летчиков имел прозвище «ишачок». Во время гражданской войны в Испании республиканцы прозвали его mosca («муха»). Советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро авиаконструктора Николая Поликарпова. Первый в мире серийный высокоскоростной низкоплан с убирающимся в полете шасси.

Первый полет на прототипе был выполнен 30 декабря 1933 года летчиком-испытателем Валерием Чкаловым. Самолет успешно воевал во время гражданской войны в Испании в 1936 году, в японо-китайскую войну 1937 года, в боях у озера Хасан и на Халхин-Голе, в Советско-финскую войну 1939–1940 годов и в начальный период Великой Отечественной войны.

Экипировка пилота

■ Комбинезон хлопчатобумажный меховой До середины 1930-х годов пилоты летали в кожаных двубортных пальтореглан образца 1926 года. После отмены реглана были введены два комбинезона: «демисезонный», подбитый ватином (для лета), и меховой для зимы. Комбинезоны застегивались на застежку-молнию. Молния прикрывается планкой с застежкой на пяти пуговицах. Талия с двумя затяжниками сзади.

Рукава с налокотниками, концы рукавов и штанин со шлицами, для заправки их в раструбы перчаток или голенища унтов. Существовало несколько вариантов расположения застежек и карманов. Для летчиков-истребителей был введен костюм хлопчатобумажный меховой. Он состоял из куртки и штанов. Однако использовался довольно редко. Подавляющее большинство пилотов летали именно в комбинезонах.

Дальний бомбардировщик ДБ-3

Самолеты принимали участие в Советскофинской войне зимой 1939–1940 годов, в Великой Отечественной войне и в Советско-японской войне в качестве основных дальних бомбардировщиков ВВС РККА. Эти самолеты нанесли первые удары по Берлину в ночь на 8 августа 1941 года. Самолет был вооружен тремя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм, и мог нести до 2500 кг бомб.

Истребитель И-153 «Чайка»

Аэродинамическая схема: полутораплан. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы.

Применялся во время боев с японцами за Халхин-Гол. Использовался в Китае, принял участие в Финской кампании. К началу Великой Отечественной войны окончательно устарел, однако в начале войны применялся в качестве истребителя, в том числе в ПВО при обороне Москвы, а также в качестве легкого штурмовика. Самолет был вооружен четырьмя пулеметами ШКАС калибра 7,62 мм и мог нести до 8 неуправляемых ракет и до 200 кг бомб.

Штурмовик Ил-2

Самый массовый боевой самолет в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. Ил-2 принимал участие в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. Первоначально самолет был одноместным, к концу 1942 года появилось место для бортстрелка. Экипаж был защищен бронекорпусом. Самолет был вооружен двумя 23 мм пушками, двумя пулеметами ШКАС и нес авиабомбы и реактивные снаряды. В качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемет УБТ калибром 12,7 мм.

При взлетной массе от 1354 до 1966 килограммов (в зависимости от модели) И-16 развивал скорость до 470 км/ч. Дальность полета: до 680 км. Практический потолок: до 9700 метров.

■ Перчатки с крагами

Пятипалые перчатки (для истребителей и штурманов бомбардировочной авиации). До войны краги были меховые, в войну мех был заменен на замшу.

■ Обувь

Стандартная зимняя летная обувь на протяжении всей войны: меховые унты на собачьем меху.

1 августа 1941 года. Младший лейтенант Виктор Талалихин (слева) со своим боевым товарищем перед очередным вылетом / Фото: РИА «Новости»

■ Летный шлем

Кожаный меховой шлем с ларингофонами и без. С 1940 года летний вариант был заменен на шлем из хлопчатобумажной кирзы на байке. Зимний шлем остался без изменений

■ Защитные очки

Данная модель очков была разработана в конце 1930-х годов для пилотов и танкистов РККА и широко применялась в Красной армии в годы войны.

■ Ремень

Ремень комсостава РККА с кобурой. Также к ремню крепился планшет летчика «полетка» (для карт, карандашей и линейки).

Крылья

Размах крыла составлял 9 метров. К деревянному каркасу крепилась фанерная обшивка, затем она обклеивалась полотном и многослойно покрывалась авиационным лаком. Деревянный каркас усиливали стальными уголками. Обшивка центральных частей крыльев (тех, что примыкают к корпусу) делалась из дюралюминия.

Двигатель

Девятицилиндровый однорядный со звездообразно расположенными цилиндрами поршневой двигатель мощностью 435 лошадиных сил с воздушной системой охлаждения. Разработан в Великобритании, а в Советском Союзе выпускался по лицензии.

Фюзеляж

Имел длину около 6 метров. Выклеивался из фанеры и на клею (костном или казеиновом) крепился к силовому каркасу (сосна или ясень). Каркас усиливался стальными уголками.

Вооружение

Первоначально в крыльях самолета были установлены два авиационных пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (по одному на крыло). Они были разработаны в 1930 году и имели скорострельность в 1800 выстрелов в минуту. Позднее к ним добавили две первые советские авиационные малокалиберные автоматические пушки ШВАК калибра 20 мм со скорострельностью в 800 выстрелов в минуту. В качестве дополнительного вооружения некоторые модели самолета могли нести реактивные снаряды и небольшие авиабомбы.

Остекление

Кабина истребителя была открытой. Отказ от закрытой кабины частично был вынужденным: фонарь изготавливался из недостаточно качественного материала, и это ухудшало обзор летчика; частично это было вызвано претензиями летчиков, которые привыкли летать с открытой кабиной и опасались, что в случае аварии не успеют открыть фонарь.

Откидной борт

Для удобства посадки летчика кабины поздних моделей самолета снабжались невысокой, откидывающейся вниз дверцей.

Задняя опора

На костыле крепилось небольшое колесо, имевшее масляно-пневматическую амортизацию. Во время полета заднее колесо не убиралось.

Шасси

Для обеспечения более плавного разбега шасси самолета были снабжены амортизационной стойкой с увеличенным ходом. Пилот убирал и выпускал шасси вручную, посредством вращения штурвала лебедки (рукоятка лебедки располагалась слева за сиденьем пилота).

Органы управления (рули поворота, крена и высоты)

Имели частично деревянный, частично дюралюминиевый силовой каркас, который обклеивался полотном и многослойно покрывался авиационным лаком.

Базирование

Самолет был нетребователен к качеству взлетно-посадочной полосы, поэтому мог базироваться на полевых аэродромах. Длина разбега (в зависимости от модификации) составляла от 220 до 270 метров, а длина пробега при посадке — 200–400 метров.

* В заголовке использованы слова из песни Владимира Высоцкого

amp-next-page separator