Подарок фронту: баня приехала к бойцам по рельсам

Общество
Шла первая зима Великой Отечественной войны. Все понимали тяжесть быта солдат на передовой. Корреспондент «Вечерки» А. Вольский в феврале 1942 года рассказал на страницах нашей газеты о подарке москвичей фронту к 23 февраля.

Город передал бойцам к 24-й годовщине Красной Армии поезд-баню и вагон-пекарню. Вольский написал об этом так: «Почин поддержала вся столица. Было проведено множество субботников и воскресников, а полученные средства и личные сбережения были перечислены в фонд строительства. Мозговой штурм московских инженеров Плотникова и Шныгина, усердие бригад плотников, электриков и всего депо дали ожидаемый результат. Был сконструирован новый поезд-баня. Спешили, работали без отдыха, понимая, что эта работа нужна фронту». 

КАК ОБ ЭТОМ ПИСАЛА "ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА" В 1942 ГОДУ

В депо пришли военно-санитарные инспекторы. Они требовали, чтобы это была не горячая вода на колесах, а культурная, образцовая, со всеми удобствами баня. Чтобы красноармеец мог помыться, попариться, получить свежее белье, почищенную верхнюю одежду, постричься, побриться, а затем, после всех процедур, отдохнуть за шахматами в вагоне-клубе.

Надо предусмотреть все до последнего гвоздика. Температура в дезкамере должна быть не ниже 60 градусов, а переходы между вагонами обязательно утеплены.

В душевой должно быть 26 леек и 4 бака с горячей водой. Обязательна двойная засыпанная опилками обшивка стен. И еще много других требований и новшеств предъявили к вагонникам инспекторы.

Это была нелегкая задача — произвести расчеты и сделать чертежи чуть ли не каждой секции вагона. Инженеры Плотников и Шныгин потрудились на славу.

Тем временем слесари отремонтировали ходовые части отобранных для поезда десяти вагонов, а затем приступили к своей работе кровельщики. Снова стало шумно и оживленно в цехе. Люди подбадривали друг друга и добивались рекордов. Старые мастера приходили на помощь молодым. Рационализаторы и изобретатели вносили десятки предложений.

Всех подхлестывала одна мысль и одно желание: — Скорей! Эта работа фронту нужна! Выделялись передовики-энтузиасты. Кровельщики Балашев и Дубинкин стали давать по три с половиной нормы. Миновали горячие денечки. Основное и самое сложное уже сделано. Вот он стоит, блестя свежей краской. Цвет поезда — стальной.

Мы обходим вагоны, полные запаха свежего леса и стружек. Плотники трудятся у верстаков. Кровельщики обшивают тугие листы оцинкованного железа.

Вот вагон-кладовая для грязного белья и вагон для белья чистого. Затем — вагон-раздевалка. Дальше — душевая. Большой вагон-парная. Дезинфекционная камера для верхней одежды. Вагон-клуб и парикмахерская.

Все в этом поезде осмысленно и хорошо. Все вплоть до шелковых штор на двенадцати окнах вагона-клуба делается с любовью и со вкусом. С таким расчетом, чтобы фронт сказал: «Спасибо!» На днях начнется проводка электрического освещения, парового отопления и внутренняя окраска.

Люди торопятся. Согласованно, в энергичных темпах ведутся работы. Скоро они будут завершены. Раскроются большие ворота депо, и на фронт отправится еще один поезд Энской железной дороги Московского узла — поезд-баня!

Первый поезд-баня

Состоял из восьми вагонов. Состав радовал глаз свежей краской, крыша была обшита цельными листами железа. В состав входили вагон-кладовая для грязного белья, вагон для чистого белья, вагон-раздевалка, вагон-душевая, вагон-парная, дезинфекционная камера для верхней одежды, вагон-парикмахерская и вагон-клуб. Все вагоны были утеплены, и было предусмотрено утепление переходов из одного вагона в другой. Была сделана двойная обшивка стен, ее засыпали опилками.

Банный вагон

Перестраивался из обычного товарного вагона. В условиях прифронтовой полосы выполнял чисто утилитарную функцию (дать возможность помыться максимально возможному количеству бойцов за минимальное время, при минимальном расходе воды и дров для отопления). Поэтому излишеств не было. Вагон состоял из предбанника и помывочной. В поездах-банях, работавших вдали от линии фронта, создавались более комфортные условия: были вагоны-парные и вагоны-душевые, для большего комфорта, переходы между вагонами обустраивались теплыми тамбурами.

Фото: «Вечерняя Москва»

• На многих фронтах о поездах-банях и не слышали. Всего Москва построила для фронта 38 таких банных поездов. На войне было не до уюта. Но и на фронтах следили за здоровьем бойцов. Раз в неделю солдаты и офицеры проходили осмотр на так называемую «форму-20», т.е. проверку на вшей.

Зимой, в отсутствие стационарной бани, на берегах водоемов делали землянки, устанавливали котел и таскали воду из проруби, чтобы иметь возможность помыться. На землю стелили доски, сверху прикрывали их хлорированной ветошью. На дровах зимой много воды не нагреешь, поэтому мыться зачастую приходилось чуть теплой водой.

Вагон-клуб

Цеплялся к поездам, ходившим вдалеке от линии фронта и обслуживавшим воинские части, ушедшие на переформирование. Это были комфортные вагоны, приспособленные для отдыха личного состава. Вагоны комплектовались небольшой библиотекой, настольными играми, музыкальными инструментами. Некоторые вагоны были оборудованы даже небольшими сценами — для выступлений артистов, приехавших в составе фронтовых агитбригад

Ручные пожарные насосы

Служили для накачки воды в цистерны. Вода бралась из ближайших к стоянке поезда водоемов. Если поезд стоял на крупной станции, воду брали из станционных водонапорных башен, использовавшихся в те времена для заправки паровых котлов паровозов

Санитарный вагон

Предназначен для дезинфекции нательного белья и формы прибывших на помывку бойцов. В вагоне была установлена специальная печь для прожарки одежды при высокой температуре и без доступа воздуха. Иногда в качестве дополнительной меры использовали различные химические препараты

Вагон-душевая

В этом вагоне были установлены 26 душевых розеток-леек и даже громкоговоритель радио

Стены

Стены банного вагона делались двойными. Пространство между ними засыпалось древесной стружкой (она выполняла роль утеплителя)

Вагон-цистерна

Во время войны ощущался дефицит железнодорожных цистерн. Поэтому частенько на обычную грузовую платформу устанавливали любые имевшиеся в наличии емкости. В поезде-бане, отправленном москвичами на фронт в 1942 году, цистерна вмещала 50 тонн воды

Шайка

Жестяной глубокий таз для помывки. Обычно боец брал два таза воды. Первый — чтобы намылиться. Второй — чтобы смыть мыльную пену

Горячая и холодная вода

Баки с горячей и холодной водой находились в предбаннике. Горячая вода грелась печью-буржуйкой, топившейся дровами или углем

• Воду в вагон-цистерну подавали по пожарным брезентовым рукавам  

• Качество воды проверялось медицинской службой

• Предбанник и помывочная разделены перегородкой с высоким порогом

• Вода из предбанника подавалась в помывочный отсек, где ее разбирали моющиеся солдаты

КСТАТИ

Москвичи собирали посылки на фронт в течение всей войны. В них часто входили жареные куры, сдобные булочки, вино, колбаса, конфеты, валенки, овчинные полушубки, варежки с двумя пальцами (чтобы удобнее нажимать курок). Банный комплект составляли из веников, мочалки, мыла, полотенца и простыни. Школьники на уроках шили кисеты для махорки и вкладывали в них записки: «Дорогой боец! Бей фашистов!»

СПРАВКА

К 1 января 1942 года в Московскую городскую контору Госбанка поступило 116 246 000 рублей от горожан. Москвичи передали в фонд обороны немало золота, платины, серебра. В фонд строительства поездов-бань за короткий срок было собрано 3 770 800 рублей.

amp-next-page separator