Посол Бенина Габриэль Кочофа: Русские умеют принять гостей!

Общество
Мы продолжаем рубрику «Москва посольская». В этот раз корреспондент «Вечерней Москвы» встретилась с человеком, для которого наш город и наша страна стали по-настоящему родными. Ведь он уже прожил здесь — как в сказке! — тридцать лет и три года. Когда-то получивший образование в Российском государственному университете нефти и газа посол Бенина Габриэль Кочофа уверен: связи с африканскими государствами необходимо развивать, чтобы не утратить былой интернациональной дружбы.

Родину не выбирают, но можно получить еще одну, если прожить в другой стране достаточно долго. Посол Бенина Габриэль Кочофа готов поделиться собственным опытом: каково быть человеком двух континентов? 

Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с господином послом, — его великолепное владение русским языком. После нескольких минут разговора становится ясно, что удивляться здесь нечему: возможность практиковаться была у него со студенческих лет.

- Господин Кочофа, как началось ваше знакомство с Москвой?

- В России я живу уже 33 года. Приехал, чтобы учиться в РГУ нефти и газа имени Губкина, потом остался там преподавать. И большую часть этих лет я жил в общежитии университета, там родились мои дети. Да, конечно, это было трудно и иногда неудобно. Случались забавные эпизоды: например, мне не хотелось попадаться утром на глаза студентам, когда шел выбрасывать мусор.

Мы ведь собирались на одни и те же занятия, только я — читать лекцию, а они — слушать. Лишь в 2007 году мы с семьей купили отдельную квартиру на Ленинском проспекте.

- Вам нравится этот район?

- Да, мне кажется, на юго-западе особенно заметно, что Москва — город молодежи. Здесь находится столько вузов, собирается столько студентов — из МГУ, МГИМО, РУДН, из моего родного Института нефти и газа… Они там и учатся, и живут, причем жизнь у них, как говорится, бьет ключом, никогда не бывает скучно!

- От центра города — другие впечатления?

- По-моему, в центре Москвы больше всего туристов. А все остальные приходят туда только тусоваться, ходить по магазинам, гулять с друзьями. Но вообще город мне очень нравится: дома в Москве отличаются от других, они не похожи ни на одну европейскую страну. И я привык ко всему этому. Недавно ездил в Канаду, потом в Амстердам — там мне было холодно, неуютно, хотя на самом деле погода гораздо комфортнее. Но в Москве я никогда не чувствую себя плохо.

- Сейчас, спустя тридцать лет, какую страну вы называете своей: Россию или Бенин?

- Понятно, что родина есть родина. И душа все равно остается там. Но я обязан России очень многим — здесь я нашел свою профессию, свою семью, в конце концов, нашел себя. Эта страна всему меня научила, поэтому я задержался здесь так долго — хотел получить максимум знаний. Ведь раньше, когда я начинал преподавать, то даже не ожидал, что в Бенине обратят на меня внимание и предложат стать послом… Но сейчас я уже чувствую, что готов попробовать что-то другое, готов к новой борьбе. И если у меня возникнет желание вернуться в Бенин и быть полезным своей стране уже там, я так и поступлю. Я вижу, что можно сделать. Знаете, недавно я ездил на каникулы к своим родителям в деревню, и вдруг утром мне захотелось декорировать сад. Я взял несколько кирпичей, выложил их фигурно… Когда все проснулись и увидели это, были впечатлены — им и в голову не приходило, что красоту можно создавать так легко и просто.

- Вы хотели бы научить жителей Бенина чему-то, что понравилось в России?

- Да, и прежде всего — умению русских принимать гостей! Если ты попал домой к русскому человеку, будь уверен: он вывалит перед тобой на стол все, что есть! И уговорит попробовать. Кстати, в России ведь и очень хорошая культура пития. Никогда никто не поднимет рюмку без тоста, все делают друг другу комплименты, а доброе слово, как говорится, и кошке приятно… У нас, в Бенине, такого нет: тост только один — «За здоровье!». Это скучно и неправильно, нужно от этого уходить. И еще мне нравится, что в России очень много читающих людей. Я вижу их везде — в метро, в поездах, на улице… Эту привычку стоит позаимствовать.

- Вообще в Бенине знают что-нибудь о России?

- К сожалению, очень немногое. Сегодня сложно даже поймать российский канал по телевизору, поэтому впечатление о стране нередко складывается из сообщений иностранных СМИ. А это неправильно, ведь у нас была дружба, мы тоже пытались строить социалистическое общество, и в Бенине сейчас работают более трех тысяч выпускников советских и российских вузов.

- Какие профессии они получили здесь?

- Чаще всего это специальности, связанные с добычей полезных ископаемых. Как правило, процентов десять студентов оставалось в России (например, чтобы преподавать, как я), остальные возвращались на родину.

- Как вы считаете, у нас сохранилась та интернациональная дружба, которая существовала в советские годы?

- К сожалению, не в той мере. Ведь тогда это был не просто лозунг, а образ жизни. Когда наши ребята приезжали учиться в Россию, их встречали с искренним теплом. Конечно, для советских людей это была экзотика, но в хорошем смысле этого слова. Хотелось пообщаться, выпить вместе, иногда даже потрогать — как диковинку! И к тому же, если видели, что ты иностранец, тебе хотели помочь. Нам, студентам, позволяли ездить в автобусе бесплатно. И я помню, как однажды мы купили на рынке у бабушки мешок картошки (кстати, часто могли и просто подарить), она спрашивает: «Сынок, тебе не холодно?» И на следующий день принесла из дома теплые носки. Сегодня, конечно, такого нет. Иностранцы в Москве перестали быть экзотикой, значит, и интерес к ним угас. Хотя это не значит, что испортились отношения.

- А сегодняшние москвичи знают хоть что-то об африканской культуре?

- Не так много и хорошо, как хотелось бы. Конечно, наши ребята, которые приезжают учиться, рассказывают кое-что о своих странах. Но все равно для большинства русских «Африка» — это одна большая страна, и все африканцы на одно лицо. Может быть, это связано и с тем, что мы, послы африканских стран, стараемся представлять наши интересы вместе: поодиночке было бы сложно. Поэтому каждый месяц мы собираемся и обсуждаем актуальные вопросы культуры, образования... Ведь Москва — по-настоящему интернациональный город. Минувшим летом мы провели масштабный фестиваль африканской культуры в Саду имени Баумана, надеюсь, такие мероприятия будут повторяться.

СПРАВКА

Анисет Габриэль Кочофа родился 27 февраля 1959 в городе ДассаЗуме (Бенин). В 1987 году окончил Московский институт нефти и газа им. И. М. Губкина по специальности «Геология и разведка нефтяных месторождений», затем аспирантуру. В 1994 году стал преподавателем в родном институте. С 1996 года — президент ассоциации иностранных студентов в Российской Федерации, с 2001 года — генеральный секретарь бенинского сообщества России. Ранг посла получил в 2012 году. Сегодня представляет Бенин в России и странах СНГ.

ЦИФРА

25 тысяч студентов из африканских стран обучаются сегодня в различных вузах нашей страны. Самым популярным остается Российский университет дружбы народов (РУДН), который в этом году отпраздновал свой 55-й день рождения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мы должны хорошо понимать друг друга 

18 февраля в медиацентре «Вечерней Москвы» прошел круглый стол, посвященный жизни представителей африканских диаспор в столице. Несмотря на тот факт, что сегодня границы в нашем мире открыты и иностранцами никого не удивишь, африканец на московских улицах — зрелище не самое привычное. Подробнее об этом с корреспондентами «ВМ» побеседовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Ганы в России Кодзо Алабо и президент московского «Дома Африки» Серж Одунлами, выходец из Бенина. (далее...)

amp-next-page separator