Скромный герой, наводивший ужас на Люфтваффе
От проспекта Вернадского в сторону Мичуринского проспекта отходит неприметная улица — в первое время на ней даже не было жилых домов. Такая же скромная, каким был герой, именем которого она названа. Александр Покрышкин, второй в мире по числу сбитых врагов летчик-истребитель, не любил шума, не умел интриговать и делать карьеру. И все равно заслуги его были таковы, что он первым стал трижды Героем Советского Союза, а на склоне лет дослужился до маршала авиации.
Покрышкин был из замечательного в своем роде поколения мальчишек 1920-х годов — в детстве видевшие революцию 1917 года и Гражданскую войну, но не заставшие мирного дореволюционного времени, они не знали жизни иной, чем строительство коммунизма и подготовка к решающей схватке за мир. Схватка будет, обещали старшие. На спокойную жизнь никто не рассчитывал.
И вот — сначала, как отец, рабочим. Потом, с самого начала 1930-х — авиатехником: еще не летает, но уже «при небе». В 1938 году тайком от начальства обучается летать (при этом он прошел годовую программу гражданского пилота за 17 дней) и поступает в Качинскую летную школу.
Вышел в звании лейтенанта — осенью 1939-го: в воздухе уже чувствуется запах большой войны, а на Карельском перешейке и впрямь идут сражения с Финляндией.
Великая Отечественная — это зенит летной карьеры Покрышкина: первый вылет прямо 22 июня 1941 года, с аэродрома возле границы, который тогда же разбомбил враг. Последний вылет — 30 мая 1945 года, над Берлином, в звании командира дивизии. За эти годы случалось всякое, несколько раз он был близок к гибели.
От 190 боевых вылетов на штурмовку наступающих немцев до новой, изобретенной самим Покрышкиным тактики «Кубанская этажерка», которая вымела с неба фашистов в знаменитых воздушных боях над Краснодарским краем весной 1943 года. Однажды во время героического, вопреки всем погодным условиям, разведывательного полета над Шахтами в декабре первого года войны обнаружил «потерянные» нашей разведкой танки фон Клейста.
После войны по счету сбитых врагов Покрышкина опережал только Иван Кожедуб — лучше них двоих не было во Второй мировой войне ни одного истребителя.