1987 год. Первокурсница-парашютистка МАИ Мария Москалева целыми днями пропадает на институтском аэродроме

Машка-парашютистка, или Почему с дипломом МАИ в уборщицы не возьмут

Общество
20 марта Московскому авиационному институту исполняется 85 лет. Когда идешь по территории МАИ, по аллее нет-нет да и проплывет изящная женская фигурка. Почему девчонки выбирают МАИ? После дня, проведенного в знаменитом институте, слушая рассказы о двигателях, космических кораблях — обо всем том, в чем представительницы прекрасного пола, казалось бы, мало что понимают, наш корреспондент решила пообщаться с одной из выпускниц. Ведь разве женское это дело — разбирать самолет по «перышкам»?

— Я с детства мечтала летать на самолете, — рассказывает Мария Москалева, которая в 1987 году была обыкновенной Козерожкой факультета самолетостроения. — Еще в школе летала на дельтаплане, прыгала с парашютом. Хотела поступить в Волчанский авиационный институт, но когда дело подошло к поступлению, оказалось, что нужен «налет» на спортивных самолетах. Рухнуло все. Надо было где-то искать спортивные самолеты. Пришлось поступить в МАИ.Я думала поучиться годик, налетать, а потом забрать документы и уехать в Волчанск.

Руки коротки!

Мария попала в Московский авиационный клуб на Каширке. Прошла строжайшую комиссию — из 30 человек по показателям здоровья оставляли только одного-двух.

— Полгода учились, сдали экзамены, выехали на аэродром, и тут оказывается, что у меня руки коротки! В Як52 есть кран выпуска шасси. Вот до него я и не смогла достать. Катастрофа! Мне говорят: «Ну как ты будешь летать? Не выпустить шасси, не убрать... » Потом я узнала, что все делается просто — под попу подушку, под спинку подушку. Не хватало буквально пяти сантиметров. Мне советовали есть морковку и висеть на турниках, но самолеты «закрылись» наглухо.

Потом, после провала, у девчонки ростом 152 сантиметра случилась настоящая любовь с парашютным спортом.

Пароль «Вестяк — Богомолова»

Она была нетипичной студенткой. Прибежит, наберет заданий, учебников и на месяц домой — зубрить. Все остальное время — сборы, аэродром, прыжки. Но ты не учился в МАИ, если не сдавал экзамен великому и ужасному Анатолию Вестяку.

— Он преподавал линейную алгебру. Строгий, его боялись и многие не любили, но его лекции — как песня! У Вестяка 70 процентов студентов не сдавали. Но как шутил! Идет экзамен. За дверью шалят студенты. У одного мальчика падает на пол зачетка, и кто-то ее, как футбольный мяч, пнул под дверь. Гробовая тишина.

Это означало, что хозяин зачетки не сдаст предмет. Никогда. Анатолий Васильевич встает, поднимает зачетку, идет к столу, садится, что-то пишет в зачетке и в ведомости. Встает, кладет зачетку на пол и отфутболивает обратно. За дверью овации. Знаете, что он написал? «Отлично».

Вторая легендарная фигура — Людмила Николаевна Богомолова. Даже после трех пересдач Мария про нее так и говорит: «Математик от бога».

— Три раза я пыталась сдать ей математический анализ, и она мне говорила, что я ничего не знаю. Потом я уехала на лето на аэродром. Естественно, ничего не учила. Пересдача. Два слова скажу, а Людмила Николаевна ахает: «Какая светлая голова! Стоило позаниматься, и какой результат!» Поставила пятерку.

Диплом особого назначения

Теперь Мария трудится в российской компании, которая оказывает услуги в области самолетостроения. Сколько чертежей через нее прошло и самолетов построено — тайна. О том и расписка взята.

— Я долго работала на Заводе имени Хруничева. Затем переходила с места на место. Три месяца искала работу. Объявление: «Требуется инженер на проектирование офисных перегородок». Пошла устраиваться. «Да, вы нам подходите, несите диплом». Но когда я показала свой диплом — «инженер-механик по технологическому проектированию летательных аппаратов», мне ответили: «Да вы что! Не возьмем!» — «Как это?» — «Нам совесть не позволит брать человека с такой квалификацией».

Уже хотела устроиться уборщицей в магазин — дочка-подросток, надо кормить, одевать. Смотрят диплом: «Какая уборщица? Дипломированный авиационный специалист. Идите от греха подальше!» Судьба. Устроилась бы уборщицей — до сих пор и мыла бы полы. А так был стимул ходить и добиваться.

СПРАВКА

● 22 летчика-космонавта, более 250 генеральных и главных конструкторов, более 100 летчиков-испытателей, 60 олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы выпустились из стен МАИ.

● Студенты именуют себя маевцами. Первокурсников называют Козерогами и Козерожками. Козерогом считали альпийского козла, у которого очень короткий, едва заметный хвост. Его скорее нет. Так и студент-первокурсник — первый семестр без «хвоста».

● Среди факультетов МАИ есть факультеты «Авиационная техника», «Аэрокосмический», «Двигатели летательных аппаратов», «Робототехнические и интеллектуальные системы», «Радиоэлектроника летательных аппаратов» и другие. 

amp-next-page separator