В спортивном зале есть мячи на любой вкус, как в настоящем фитнес-клубе. В руках у Юлии Соколовой волейбольный мяч, слева —утяжеленные медицинболы для развития силы рук и координации, справа — фитболы для занятий аэробикой / Фото: Маргарита Письменская

Юлия Соколова: Девочки ценят одобрение, ребята — свой опыт

Общество
30 марта день рождения у Юлии Соколовой, учителя физкультуры бывшей школы № 343. На уроках она использует гендерный подход к ученикам. Проще говоря, позволяет девочкам оставаться девочками, а мальчикам — мальчиками.

В школе (сейчас она входит в Образовательный комплекс дизайна и технологий) два спортивных зала и два учителя физкультуры — мужчина и женщина. Они начинают урок совместно, а потом могут разойтись с учениками по разным залам. И вновь сойтись вместе, если надо.

- Юлия Геннадьевна, когда у вас родилась идея скомандовать: «Мальчики — налево, девочки — направо»?

- В нашей школе такую команду отдали задолго до моего прихода. Долгое время мы сотрудничали с музыкальной школой № 68, в связи с этим к концу 1980-х годов состав учащихся был представлен преимущественно девочками. И в 1991 году было введено раздельное обучение. После 2007 года оно осталось только на уроках физической культуры в младших классах.

Мне всегда была близка идея гендерного подхода, я понимала, что мужчины и женщины мыслят по-разному, часто полярно противоположно. К тому же в однополой группе заниматься психологически комфортнее. По достижении определенного возраста девочки начинают стесняться делать при мальчиках некоторые упражнения: наклоны вперед, отжимания. А мальчики, в свою очередь, не хотят выглядеть слабаками.

- Как же надо преподавать в девичьей подгруппе, а как — в мальчишечьей?

- У мальчиков мотивация чаще всего такая: «Если быстрее освоить новое, больше останется времени для любимой игры». Девочкам важнее понять, для чего нужно то или иное действие, что оно развивает. У мальчиков выше пространственно-зрительные способности, они схватывают суть образа двигательного действия. Долго слушать учителя им скучно, они начинают болтать в строю. Они рвутся в бой, им хочется сразу попробовать выполнить упражнение, получить информацию через собственный опыт.

А девочки более осторожны, учителю надо не только описать им упражнение, но и показать его.

- То есть девочки выше ценят свой душевный комфорт и потому не любят делать лишних ошибок?

- Да. Им нужно больше повторений, чтобы разучить его. Мальчики уже на ранних этапах обучения рады перейти к играм и соревнованиям, а девочки — только когда почувствуют себя достаточно готовыми. Они опираются сначала на оценку педагога и со учениц, на впечатления от собственного отражения в зеркале — и лишь потом на мышечные ощущения. А для мальчиков одинаково важны и ощущения, и оценка педагога.

- Одни и те же упражнения по-разному объясняются?

- При обучении кувырку вперед мальчикам надо говорить: «Представьте, что вы боксеры и прячете голову от прямого удара противника», «Поймайте мяч, как вратарь». А девочкам: «Представьте, что очень холодно, и вы замерзли», «Поймайте мяч, как гимнастка».

- Все ли одобряют ваш подход? Ведь есть «пацанки», есть робкие «очкарики». Может, первым было бы комфортнее в присутствии мальчишек, а вторым — в компании девчонок?

- Когда я выступаю на конференциях, мне слушатели-мужчины иногда задают скептические вопросы: «Может, в присутствии девочек мальчики чувствовали бы дополнительный стимул заниматься»? Интересно, что женщины никогда так не спрашивают. У девочек в 7–8-х классах просыпается желание заниматься с мальчиками. Но ребята к этому возрасту уже обогнали их по физической силе, им будет с ними неинтересно.

В мальчуковой подгруппе проще отрабатывать сильные удары, сильные броски. Мальчики и девочки не изолированы друг от друга. Порознь они только оттачивают навыки, а на игровых и соревновательных занятиях мы объединяем подгруппы. Тогда каждый стремится показать свои лучшие стороны. И, конечно, мы всегда учитываем индивидуальность каждого ученика. В классах, которые делятся на подгруппы, нет освобожденных от физкультуры. А это сейчас главный критерий успешности учителя.

СПРАВКА

Юлия Соколова родилась в 1968 году в Благовещенске (Башкортостан). Окончила Челябинский педагогический институт (1989). В школе № 343 работает с 2001 года. Учитель года Москвы (2002), обладатель гранта мэра Москвы (2002). Награждена Центром организационно-методического физического воспитания Москвы за высокий уровень подготовки команды на конкурсе «Дельфийские игры» (2013). В этом году отмечает 25-летие педагогической деятельности.

amp-next-page separator