Речные трамвайчики на защите Москвы
Часть их превратили в мелкосидящие тральщики и сторожевики. А другие использовали для военных перевозок. На этих суденышках перебрасывались в горящий Сталинград боеприпасы, подкрепление, вывозились раненые. То, что Москва до фашистского вторжения стала портом трех морей с серьезным грузооборотом, во многом помогло стране в годы Великой Отечественной войны. Канал Москва — Волга соединил столицу с Белым, Балтийским и Каспийским морями.
Теплоход типа «Громов»
Небольшие пассажирские речные суда, созданные для эксплуатации на Канале имени Сталина и прилегающих водных путях. Всего было построено шесть таких судов. Они имели высокую максимальную скорость — до 25 км/ч. Длина судна — 30 метров, ширина — 6 метров, осадка — 1 метр, вместимость — 150 пассажиров.
Проект судна был утвержден в начале 1936 года. К 1937 году построили шесть «Громовых». Суда типа «Громов» в 1941 году участвовали в эвакуации предприятий и населения Москвы, доставке топлива и продовольствия на фронт
Теплоход типа «Леваневский»
Эти суда создавались специально и исключительно для использования на Канале имени Сталина. Начиная с 1937 года, с момента открытия канала, они использовались в течение нескольких десятков лет.
Скорость судна типа «Леваневский» — 19 км/ч. Длина — 41,8 метра, ширина — 6 метров, осадка — 1,3 метра, вместимость — до 300 пассажиров. Во время Великой Отечественной войны несколько судов были переоборудованы в мелкосидящие тральщики и сторожевики. Их также использовали для перевозки военных грузов
Теплоход типа «Иосиф Сталин»
Головной теплоход был построен в 1937 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне — Нижний Новгород). Всего было построено 4 судна. Предназначение — грузопассажирские перевозки по Каналу имени Москвы.
Длина — 72 метра, ширина — 13 метров, осадка — 1,23 метра, вместимость — до 305 пассажиров. Максимальная скорость — 21 км/ч.
Благодаря большой вместимости грузовых трюмов суда этого типа использовались в военное время для доставки дров и угля, продовольствия и военных грузов
• С началом военных действий сотрудники различных служб Канала имени Москвы несли охрану важнейшей водной артерии, шлюзов и расположенных на воде объектов
• Водные пристани Москвы и подведенные к ним железнодорожные ветки позволили в горячие дни войны бесперебойно доставлять в столицу дрова, щебень, песок, продукты, топливо
• 22 июля фашистская авиация произвела первый налет на Москву, Калинин, Рязань и ряд других приречных городов Московского бассейна. На территорию Северного порта столицы, Западного порта в конце июля — начале августа было сброшено большое количество зажигательных и несколько фугасных бомб. После этого на многие суда Московской речной флотилии было установлено оборонительное вооружение, например счетверенные зенитные пулеметы максим
• До окончания строительства Угличского шлюза эвакуация из Москвы шла в основном через Москворецкую систему, малопригодную для массового пропуска пассажирских судов
• Обычные течные трамвайчики речных флотилий участвовали в переправе красноармейцев и командиров к Ораниенбауму, через Невскую губу, в ноябре 1943 года
• Масштабы речных перевозок были большие. Через один только Московский порт было отправлено столько грузов, сколько хватило бы для загрузки двух тысяч железнодорожных составов
• Флаг Московской речной флотилии. Во время войны «призванные» на военную службу пассажирские суда ходили с двумя флагами: государственным и речной флотилии
• Портовые команды противовоздушной обороны, состоявшие из рабочих и служащих, участвовали в тушении возникавших пожаров. Дополнительные помповые насосы были установлены и на некоторых судах
• Благодаря большой грузоподъемности дебаркадеры использовались не только, как пассажирские причалы, но и для грузоперевозок. Большие размеры и малая мобильность делали дебаркадеры особенно уязвимыми для вражеской авиации
• В Рязани и Горьком (Нижний Новгород) находились основные перевалочные пункты. Транспортные суда работали на участках Москва — Горький и Москва — Рязань, не выходя на Волгу и Каму
• В начале войны речные суда шли в основном по Московско-Окскому маршруту, на котором было несколько устаревших шлюзов и открытых плесов с разными глубинами и разной пропускной способностью. По направлению к Калинину (Твери) по каналу могли плавать крупные суда, в сторону же Рыбинска и Горького (Нижнего Новгорода) оставался последний мелководный участок Волги Эвакуация
С самого начала военных действий в 1941 году речной флот активно использовался для эвакуации населения Москвы. Дебаркадеры были тем местом, где люди ожидали прибытия теплоходов
Санитарные перевозки
С весны 1942 года речники столичных пароходств начали помогать Западному фронту, левый фланг которого проходил вблизи верховьев Оки. Московско-Окское пароходство организовало военные перевозки по Верхней Оке и малым рекам. В весенние месяцы 1942 года по Верхней Оке и малым рекам бассейна было доставлено Западному фронту около 26 тысяч тонн военных грузов.
Столичное пароходство специально оборудовали для перевозки раненых лучшие пассажирские суда. Были организованы караваны для санитарных перевозок. Каждый караван состоял из трех судов, на которых можно было разместить 250 раненых. В каютах были оборудованы перевязочные пункты и операционные. Они курсировали по линиям Москва — Рязань, Муром — Казань, Ярославль — Казань, Рязань — Горький.
Канал Москва — Волга имени Сталина
Строительство канала началось в начале 1930 годов. Москва в те годы начала испытывать острую нехватку питьевой воды, и решено было использовать волжские водные ресурсы. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. 14 июня 1936 года — в день обнародования проекта «Сталинской Конституции» — Сталин посетил Перервинский шлюз, а уже через год — 17 апреля 1937 года — произошло заполнение водой всей трассы канала Москва — Волга. Осенью 1941 года канал стал линией фронта. А в 1947 году в связи с 800-летием Москвы канал был переименован в честь столицы.