Курс Земана
А он выстоял. Ему грозил пальцем американский посол в Праге. Члены его правительства отказывались выделять из госказны средства на поездку президента в Москву. Сенаторы обещали подвергнуть процедуре импичмента. Однако Земан был непреклонен: он, как глава государства и гражданин, обязан почтить память воинов, победивших фашизм, внесших наибольший вклад в освобождении Чехии.
Возможно, в новейшей истории нет подобного прецедента. Ведь политика – это искусство возможного, в высших сферах компромиссы и уступки – дело обычное. Что же тогда лежит в основе столь твердой и принципиальной позиции хозяина Пражского Града?
Скорее всего – характер.
Милош Земан давно известен тем, что рубит правду с плеча, какой бы неудобной она ни была. Едва став в 1968 году членом компартии, он был тут же исключен из нее, потому что резко критиковал ввод в Чехословакию войск Варшавского договора.
Начав заниматься политикой, он назвал своих конкурентов по выборам «стадом дураков», а когда сел за мемуары, то первое предложение, которое легло на бумагу, выглядело так: «Политика это, прежде всего, сражение с идиотизмом, включая идиотизм власти».
Выступая прошлой весной перед студентами, он сравнил украинских лидеров с гангстерами, а говоря о перспективах Киева войти в ЕС, заметил, что «это дорога длиной в пятнадцать лет». Чуть раньше в одном из интервью он посоветовал правительству Украины поскорее избавиться от «фашистских экстремистов», федерализировать страну и признал, что Крым стал фактической территорией России.
Также резко Земан комментировал все, что связано с «войной санкций», которые, по его мнению, не решат никаких проблем, а только усугубят их. Санкции, считает президент, надо свернуть, а мировому сообществу немедля объединиться перед угрозой действительно опасного общего врага в лице исламских фанатиков-террористов.
Эти, последние, теперь стали его излюбленной темой. Так, выступая на недавнем форуме в Праге памяти жертв нацизма, Земан призвал «мочить» экстремистов всеми возможными способами, с применением самых современных вооружений и не вступать с ними ни в какие переговоры. Поясняя свою мысль, он напомнил, что в 30-е годы с нарождавшимся фашизмом как раз вели всякие разговоры-переговоры, а чем все это кончилось, теперь хорошо известно.
Словно специально эпатируя электорат, он публично признает, что не прочь пропустить стаканчик-другой крепкой сливовицы, а тех, кто ни разу не был в винном подвале, называет «неполноценными людьми». К тому же он курит, что в таком возрасте (Земану 71 год) выглядит уж совсем вызывающе. Тут, правда, надо сказать, что во время одной из последних встреч с населением – я сам на ней присутствовал – президент пообещал с этой пагубной привычкой покончить.
Говоря о характере, надо признать, что Земан – это человек, который категорически не позволяет никому и никогда собой манипулировать. Именно этим объясняется та бурная реакция, которая последовала с его стороны в ответ на пожелание американского посла воздержаться от поездки в Москву. Посол, как мы знаем, отлучен от Пражского Града.
К тому же, в отличие от страдающих политическим дальтонизмом коллег, Земан всегда называет вещи своими именами, чем неизменно пытаются воспользоваться его оппоненты. Например, осенью прошлого года, когда отмечался 25-летний юбилей «бархатной революции», он вызвал бурю негодования со стороны либералов, заявив, что никакого особого героизма в 1989 году проявлено не было, а «созревший плод сам упал к ногам революционеров». Американское пиво он презрительно обозвал «водой из лужи», что вполне соответствует действительности, а девиц из скандальной группы Pussy Riot обозначил не совсем корректным словом, какое у нас используют в адрес девиц легкого поведения.
Его не назовешь ни «промосковским», ни «проамериканским». Он – чех, прагматик, и самое главное для него – интересы своей страны. Когда его упрекают в, якобы, излишних симпатиях к Кремлю, Земан парирует: «Во-первых, я в последний раз встречался с Путиным пятнадцать лет назад, а во-вторых, я не помогаю Путину, а помогаю тому, чтобы между Чешской Республикой и Российской Федерацией существовали нормальные, а не обремененные санкциями торгово-экономические отношения».
Возможно, на фоне других глав государств, входящих в ЕС, Милош Земан сегодня – самая яркая и харизматическая фигура. Высокого роста, грузный, с неизменной тростью, он и внешне сильно отличается от остальных. А его предстоящий визит в Москву – вполне вписывается в ту генеральную линию, которой всю жизнь придерживается этот человек.