Отпечаток деда

Общество
Военные фотокорреспонденты. Великую Отечественную мы сегодня видим их глазами. «Знамя Победы над Рейхстагом» фотографа Евгения Халдея, «Комбат» Максима Альперта, «Ноктюрн» Якова Халипа… Многие кадры, сделанные корреспондентами в годы Второй мировой, со временем стали символами, пережили в нашей памяти своих авторов и до сих пор воздействуют на наши разум и сердце. В Московском доме фотографии на Остоженке с 28 апреля открыта большая выставка «Военным фотографам посвящается. Территория Победы».

Здесь почти полторы тысячи снимков военных фотокорреспондентов. В одном из залов, где наряду с другими авторами представлены снимки Якова Халипа, корреспондент «Вечерки» встретил внука знаменитого репортера «Красной звезды».

Знакомьтесь, Яков Халип, 31 год. Когда родители дали ему имя, не предполагали, что он возьмет в руки дедовскую камеру и станет фотографом.

Сомневаюсь, что я бы выжил на той войне, — говорит Яков. — Думаю и не представляю, как бы себя повел. Наверное, потому что мы — уже другого сорта. Тогда люди прошли определенную школу жизни, еще довоенной, тяжелой, это им, конечно, помогло.

- Имя деда помогает в профессии?

- В какой-то степени да, хотя я другой человек, менее общительный, менее искристый. Я скорее наблюдатель и люблю стрит-фотографию. Люблю ждать, когда ситуация построится сама, ловить эмоции во время диалога.

Но неожиданные ракурсы и смыслы не находят сейчас потребителя. А Яков Халип был именно фотографом-художником. В 1930-х годах в журнале «СССР на стройке» он познакомился с Александром Родченко, который повлиял на деда как на мастера.

Они разработали совместно альбом, посвященный 20-летию Советской армии и флота. Вот там Халип уже виден как художник. Многие карточки, несмотря на тематику, получились сугубо мирными.

- Фронтовым фотографам, наверное, очень помогало, что не было спешки, ведь фотография «завтра» в любом случае в газете не окажется. Была возможность тщательно отобрать отснятый материал.

- Как раз наоборот. Оперативность была на высоком уровне. Случалось, что уже через сутки фотографии с фронта приходили в редакции газет. Тем более что у нас в стране была всегда привязка к датам, праздникам. Этого нельзя было отменить и в годы войны.

- Каким образом фотографии с фронта передавали в редакцию газеты?

- Самолетами пленки передавали. В 1938 году Яков Халип снимал экспедицию спасения папанинцев, и с борта корабля фотографии попадали в газету очень скоро. Оперативность была и на фронте. Поэтому многие негативы мы сегодня теряем, ведь пленки часто в спешке проявлялись в полевых условиях, в плохой воде. Это самые хрупкие в архивном хранении материалы.

- Известно, что многим фронтовым корреспондентам, работавшим на передовой, приходилось иногда прятать камеры подальше в кофры и брать в руки оружие.

- Я видел на некоторых фотографиях у деда кобуру с оружием. Участвовал ли он в боях, неизвестно, хотя прошел почти всю войну. Он был на девяти фронтах — от Баренцева моря до Черного. Осажденная Одесса, Севастополь, бои на Кавказе в 1942 году. Потом Кубань 1943-го, Вильнюс, Мурманск в 1944-м... Под конец войны дед был контужен, и в Берлине он не снимал. Уверен, было непросто оставаться собой и делать фотографии, которые были бы настоящими, человечными.

Например, фото, сделанное в 1941 году на Украине, оно называется «В горькие дни отступления». В ней нет взрывов, оружия, но о войне она говорит предельно ясно.

Другой известный снимок дед сделал во время отпуска в Москве в 1943 году. Группа солдат-инвалидов без рук, без ног у огромной трофейной пушки на выставке в Парке Горького. Фотография подчеркивает его пацифистское отношение к происходившему. И Симонов это отметил в одном из своих очерков.

- Правда, что Яков Халип и писатель Константин Симонов работали в паре?

- Один писал с фронта, второй делал фотографии. Симонов часто упоминает деда в мемуарах. Всегда — очень тепло. Многие люди отзывались о нем хорошо. Есть несколько серий, когда дед спустя время встречался с людьми, которых снимал до этого. Была такая серия с Пашей Ангелиной — первой женщиной-трактористом. Халип снимал ее в 1930-е годы и потом уже в 1960-х для себя.

- Похожая история была и с героем всемирно известного снимка «Ноктюрн».

- Да, это, пожалуй, самая значительная военная фотография Якова Халипа. Она была сделана весной 1943 года во время жестоких боев за Новошахтинск. Халип и Симонов приехали в дивизию, которая брала город. После одного из боев скрипач Виктор Мирошников и баянист Григорий Вакуленко играли на развалинах для солдат.

Уже после войны, когда фотографию перепечатали десятки газет и журналов, тот самый скрипач сообщил Якову Халипу, что жив. Они встретились в Москве, и дед сделал несколько фотографий Виктора Мирошникова с той самой скрипкой уже в мирное время.

- Если бы ваш дед Яков Халип жил в наше время, стал бы он военным фотокорреспондентом?

- Не знаю. Сама профессия стала другой. Слишком много фотографов и слишком много войн.

ДОСЬЕ

Яков Николаевич Халип (1908–1980). Выдающийся мастер советской фотографии. В 1938–1941 годах репортер журнала «СССР на стройке», ответственный редактор журнала «Советское фото». Во время войны — корреспондент газеты «Красная звезда» и Совинформбюро. В послевоенное время сотрудничал с журналами «Смена», «Огонек», «Советский Союз», газетами «Правда», «Известия». Его фотографии — во многих частных и государственных коллекциях России, Европы и Америки. Первый отечественный журналист, награжденный орденом «Знак Почета».

amp-next-page separator