Шумбрат проводится в столице в четвёртый раз. / Фото: Вера Ефимович

Шумбрат, Москва!

Общество
Мордовское пожелания благополучия, процветания и счастья дало название празднику, который прошёл в Москве 7 июня.

Этот праздник уже можно назвать традиционным – Шумбрат проводится в столице в четвёртый раз. Организовала фестиваль общественная организация «Мордовское землячество» при поддержке Правительства Республики Мордовия, Правительства Москвы и префектуры Юго-восточного округа г. Москвы.

Евгений Ледяйкин, председатель правления Эрзянского культурно-просветительского общества «Голос эрзи», рассказал, что хотя Шумбрат – праздник молодой, у него древние корни:

«Приветствие «шумбрат» – это пожелание всего хорошего и твоей семье, и твоему народу, и городу. Шумбрат – это добро, благополучие для всех. Современный праздник основывается на старинном обряде. У мордовцев большая традиция народных празднеств, например, Раскень озкс («народное моление»), который проводится раз в четыре года. В каждой деревне выбирают послов, которые приходят на торжество с землёй из своего села и воском. Земля символизирует то, что человек на этом празднике не гость, он на своей земле. Воск используется для создания родовой свечи. Она может достигать веса в 800 килограмм», - рассказал Ледяйкин.

Именно с зажжения миниатюрной копии такой родовой свечи начался праздник. В этом году он совпал с 25-летним юбилеем мордовского движения в России.

«Мы представляем здесь народ, имеющий многовековую историю, богатые и самобытные культурные традиции, народ, жизнь которого неотделима от будней и праздников нашего общего отечества», – начал свою приветственную речь заместитель министра печати и информации Республики Мордовия Александр Глухов.

Площадкой для торжества мордовской культуры стал парк Кузьминки. На аллеях разместились торговые ряды с народными промыслами, костюмами и музыкой мордовских исполнителей. Небольшую толпу собрал прилавок с традиционной вышивкой. Вера Ковалёва, мастер-художник и преподаватель Института национальной культуры Мордовского государственного университета, раскрыла тайны чёрно-красных причудливых узоров:

«Мы очень любим вышивать. В финно-угорской группе только марийцы и мордва сохранили самобытность вышивки. Обычно её выполняли в местах оберегов: это ворот, рукава и подол. В Мордве есть две локальные группы: мокша и эрзи, и по местоположению вышивки можно отличить мокшанку от эрзянки. Например, если у мордовки очень обильно украшена грудь и по подолу платья идёт полоса, то это эрзянка. Если на платье вышиты две вертикальные полосы, которые заканчиваются розетками спереди и сзади, то это мокшанка. Как и у всех народов, вышивка – это символика. Сейчас уже нет обряда чтения узоров. А раньше по вышивке можно было узнать, из какого девушка села, из какого рода, сколько у них в семье человек», - рассказала Ковалева.

Также популярностью пользовался кулинарный уголок, где в качестве поваров выступили сами мордовские женщины, пожелавшие угостить посетителей праздника пирожками и блинчиками. На детской площадке самые юные посетители могли познакомиться с героями мордовских сказок и легенд, а дети постарше – принять участие в национальных играх.

Самым главным мероприятием воскресения стал праздничный концерт, который продолжался весь день. Право открыть его получил фольклорный ансамбль «Тештине-Тяштине». Участницы весело аккомпанировали себе на ложках, а задорные мордовские мелодии не позволили зрителям усидеть на местах. Несколько танцующих вскоре превратились в большой хоровод. Ведущая вечера Наталья Веряськина даже решила провести краткий мастер-класс по мордовским танцам. Москвички быстро усвоили три характерных движения. С песнями выступили артисты Центра мордовской культуры Постоянного представительства Республики Мордовия «Азорава», Региональной национально-культурной автономии мордвы Московской области «Бояраваня» и самодеятельного фольклорного коллектива «Эрзянь Вайгель». За танцевальную часть отвечал хореографический дует «Мазыйка». Сами зрители тоже охотно пускались в пляс. Выступали и коллективы из дружественных республик: Удмуртии, Татарстана и из Украины. С современной музыкой Мордовии гостей познакомила группа «Садко». Её участники учились в Москве в Академии музыки им. Гнесиных, но не забыли свою родину и многие их песни были посвящены малой родине.

На любом таком фестивале гости ждут национального колорита, и мордва не разочаровала их. Участницы фольклорных коллективов и просто мордовки, пришедшие в национальных костюмах, охотно фотографировались со всеми желающими. Степанова Раида Евстафьевна, почётный член эрзянского культурно-просветительского общества «Голос эрзи», рассказала об особенностях традиционной женской одежды, чья красочность и обилие украшений так радовали глаз москвичей:

«Костюмы готовят с самого раннего детства, это будущее приданое. У нас везде свои знаки: на одежде, на флаге. В костюме преобладают красный и чёрный цвета. Вышивают крестом шерстяными нитками. Стараются, чтобы было выразительно и ярко. Чем больше полос на верхнем платье, тем оно богаче и представительней. Характерно для нас ношение набедренника, пулая. Такого ни у одной народности больше нет. Пулай получается очень тяжёлым из-за богатого украшения: кисточек, монеток, бисерной вышивки и рядов чёрных кручёных шерстяных нитей. Он оберегает женщину от холода, от перегрева, способствует деторождению. Пулай вырабатывает правильную походку: если девушка виляет бёдрами, это не красиво, а если идёт спокойно, значит, она скромная, статная. Бусы носим обязательно. Ещё сюлгамо – это большая заколка, которая скрепляет низкий разрез ворота. Головной уборы у эрзян и мокшан различаются. У нас, у эрзянок, это сорука или панга, похожие на горшочек, а мокшане ближе к тюркам, у них женщины закручивают платки вокруг головы. У эрзян и мокшан различаются некоторые обычаи, у нас свои языки, свои порядки. Но много схожего. У нас одна республика, мы дружим, друг друга уважаем и помогаем».

amp-next-page separator