Хорошие манеры. Как учатся юные леди и джентльмены нашего времени

Общество
В последние годы россияне по достоинству оценили преимущества высшего образования — более 60 процентов наших соотечественников мечтают, чтобы их дети и внуки окончили вуз. Вместе с тем выросла и популярность курсов этикета. Ведь каким бы начитанным и развитым ни был человек, хорошее впечатление о нем может испортить незнание простых правил поведения в обществе. «ВМ» поговорила с экспертами об этикете и выяснила, как и для чего прививать детям хорошие манеры

Этикет — это разум для тех, кто его не имеет, писал Вольтер. И как и любой науке, хорошим манерам можно научиться — было бы желание.

ИЗВИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО СЛАБАКИ

— Пройти курс хороших манер может любой ребенок, — рассказывает Татьяна Николаева, педагог-консультант по этикету и деловому протоколу. — Хотя в том, что приобщение к этикету оценивается окружающими как некая элитарность, есть доля истины.

На курсы этикета детей отправляют люди, признающие, что это в конечном счете упростит детям жизнь. Но есть и те, кто считает, что проще жить хамоватым.

Знакомая многим картина: на детской площадке играют малыши. Вдруг один из них бежит к сидящей на скамейке женщине с криками: «Мама, мама! Федька мне в глаза песком бросил!» Мать, вытирая личико ребенка платком, советует: «А ты ему тоже брось».

— Увы, некоторые считают, что напористость, хамоватость — особенности пробивного характера, — продолжает Татьяна. — Люди принимают воспитанность за слабость.

ОПАСНАЯ ГАЛАНТНОСТЬ

По словам Татьяны Николаевой, подобную ситуацию мы можем наблюдать даже на примере современной международной дипломатии.

— Россия на провокации иностранных политиков или молчит или отвечает сдержанно, никого не оскорбляя. И оппоненты подчас объясняют это недостатком авторитета. Точно так же происходит и с этикетом: наглость по-прежнему для многих второе счастье.

Восприятие хорошего тона изменилось не только в политической среде, но и в бытовой.

Английский и французский этикет, бывший на протяжении многих лет основой любого воспитания в Европе, постепенно меняет свои принципы под влиянием проводимых в Новом Свете реформ.

— Я всегда предупреждаю своих учеников, что за рубежом нужно с осторожностью проявлять хорошие манеры, — рассказывает преподаватель. — Наше стремление обучить детей вежливости часто приводит к казусам, а иногда и к проблемам. В одной из европейских стран уволили воспитательницу детского сада за то, что она сделала мальчику замечание: «Уступи девочке игрушку, ты же мужчина».

Воспитательницу обвинили в сексизме, объяснив, что ребенок к трем годам еще не знает, какого он пола.

— Другой случай, — продолжает Татьяна Николаева. — На родителей подростка буквально «наехали» органы опеки за то, что парень открывал перед подругами мамы дверь.

Ювенальная юстиция и искаженная до абсурда идея толерантности кардинально меняют нормы этикета, считающегося историческим достоянием Европы, говорит эксперт.

Российским мальчикам, встретившим на отдыхе своих юных ровесниц из Франции, Англии или США, стоит подумать, прежде чем подавать им руку, выходя из автобуса. Есть риск прослыть невеждой за свою галантность.

Правда, стоит признать, что немногие наши соотечественники готовы демонстрировать вежливость постоянно и повсеместно, считая, что правила этикета предназначены лишь для особых случаев.

— У меня бывают такие ситуации, когда звонят клиенты и говорят: «Мы едем с семьей за границу, хотим научиться этикету», — приводит пример Татьяна. — Но обращаются, как правило, только те, кто уезжает в другую страну на ПМЖ. Потому что туристам обычно все равно, что о них подумают окружающие, — они платят и ожидают, что их будут терпеть такими, какие они есть. А вот люди, решившие эмигрировать, довольно часто берутся за собственное воспитание. Для меня это всегда было странно — почему же в своей стране не хочется быть вежливыми?

МЫ ТРИДЦАТЫЕ ПО УРОВНЮ КУЛЬТУРЫ

В 2006 году журналисты «Ридерс-дайджест» провели исследование уровня вежливости в разных странах. По результатам был составлен рейтинг мегаполисов мира с самыми благовоспитанными жителями. Организаторы эксперимента роняли стопку бумаг посреди улицы и смотрели, помогут ли прохожие, говорят ли собеседники спасибо.

В итоге самым вежливым городом на планете оказался Нью-Йорк. Второе место занял Цюрих, а третье — Торонто. Самым грубым мегаполисом в мире был признан Бомбей. Москва в рейтинге десятилетней давности заняла 30-е место, оказавшись шестой с конца.

На чем же сегодня ограничивается стандартный набор знаний правил этикета у среднего москвича? По наблюдениям Татьяны Николаевой, в обязательный минимум входят только слова приветствия, благодарности и прощания, только вот используют их не всегда уместно.

— Часто замечаю ошибку, когда малознакомым людям вместо «до свидания» говорят: «Ну все, давайте!» — приводит пример Татьяна. — Причем знания о хороших манерах у людей есть, но у них мало практики.

Решить эту проблему могло бы введение в школьную программу уроков хороших манер, как это было сделано много лет назад в школе, где я училась. Преподавательница этикета приходила два раза в неделю: по вторникам — деловая программа, по четвергам — светский и застольный этикет. За три месяца мы поняли, как нужно выглядеть, чтобы соответствовать канонам хорошего тона, научились видеть разницу между уместными и неуместными темами для разговора, овладели искусством подавать чай и пользоваться всеми, какие только были придуманы человеком, столовыми приборами.

— Такие уроки нужны в школах, — подтвердила Татьяна Николаева. — Только вести их должны не учителя физики и литературы, а специалисты по этикету.

У нас ошибочно считают, что учитель все знает.

А вот Андрей Сиденко, победитель конкурса «Учитель года-2013, вошедший в десятку самых влиятельных педагогов мира по версии американского объединения преподавателей, считает, что вместо специальных уроков достаточно будет провести лишь несколько занятий с младшеклассниками.

— Вводить отдельный предмет я бы не стал, этикет можно выучить самостоятельно по книгам. Может, имеет смысл посвятить этому предмету несколько часов в начальной школе, но за такие занятия детям не должны ставить отметок, — считает педагог.

УРОКИ ХОРОШИХ МАНЕР И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

• По улице мужчина идет слева от дамы. Но если на улице какая-то опасность, например, летящая с дороги грязь, то в этом случае мужчина идет со стороны проезжей части. Еще особый случай — дама идет по левую руку от мужчины, если мужчина в форме. Потому что он правой рукой отдает честь.

• Подавая женщине пальто, часто считают, что мужчина должен сначала помочь даме, а потом заниматься своим туалетом. Так вот, когда он помогает ей снять пальто — да, сначала он обслуживает женщину, а когда помогает надеть пальто — сначала одевается сам. Есть мнемоническое правило, которое помогает это запомнить: когда мужчина помогает женщине — сам он одет. Объяснение очень простое — чтобы помочь женщине, у мужчины должны быть свободны руки.

• Пить из горлышка бутылки можно только во время прогулки. Дома или в кафе, где для этого созданы условия и есть посуда, нужно пить только из стаканов и чашек!

XIII Венский бал в Гостином дворе. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

• Если дверь открывается внутрь, мужчина должен открыть дверь, пропустить женщину, а потом войти следом. Если дверь открывается наружу, мужчина должен пройти первым и придержать дверь, пока дама не войдет. Ошибкой считается поведение, когда при открывании дверей наружу мужчина, придерживая дверь вытянутой рукой и загородив собой половину дверного проема, ждет, пока женщина пройдет.

• Считается, что если вы вежливый человек, то нужно обязательно сказать чихнувшему: «Будь здоров!» На самом деле эта фраза уместна только со своими приятелями и знакомыми. Незнакомому человеку говорить такое ни в коем случае нельзя. Если кто-то с вами едет в метро, если это прерывает чью-то речь — тоже не надо привлекать к этому внимание.

• Многие считают, что женщину надо всегда и везде пропускать вперед. Это не так. В лифт первым всегда заходит мужчина.

• Идти к своим местам в кино или в театре можно только лицом к сидящим. Мужчина никогда не носит женскую сумку. Сумка — деталь туалета дамы, без нее он теряет свой законченный вид.

ПРАВИЛЬНО — ЗНАЧИТ, УДОБНО

Те, кто отвергает правила этикета как какие-то дурацкие условности, — малообразованные люди, уверена Татьяна Николаева. Такое мнение означает, что они не понимают рациональных корней этих правил, не видят здравого смысла, который их породил.

Никогда не задумывались, чем объясняется суженная на конце форма столовой ложки? Ответ до банального прост: именно узким концом ложку удобнее всего подносить ко рту. Об этом говорят и правила этикета. А порядок, в котором мужчина подает пальто женщине и снимает свое? А процесс открывания перед женщиной дверей? Эти правила продиктованы удобством.

Рано или поздно это понимает любой, кто изучает хорошие манеры, в том числе и ребенок. Но что, если юная леди или юный джентльмен упорно не желают соблюдать приличия? Татьяна Шишова, детский психолог, один из авторов пособий «Книга для трудных родителей» и «Разноцветные белые вороны», считает, что если ребенок не соблюдает нормы этикета, это может означать не только дурное воспитание, но и протест.

— Если школьнику несколько раз объяснили, как себя вести, но он в конечном счете так и не начал слушаться, у него есть на то какие-то скрытые причины, — уверена Татьяна Шишова. — Но это правило работает, только если предлагаемая программа курсов соответствует возрасту ученика.

Действительно, глупо требовать от трехлетки понимания, какие темы за столом поднимать неуместно. А вот если этого не осознает двенадцатилетний парень, то тут родителям пора насторожиться.

То же самое касается шума, гама и топота, которые сопровождают появление многих детей в общественных местах.

— Надо учитывать возраст и особенности ребенка, — советует Татьяна Шишова. — Если, например, это возбудимый мальчик, то совершенно нормально, что он будет более шумным и подвижным, чем тихая спокойная девочка.

Но, с другой стороны, есть большой соблазн все списать на его возбудимость и в конечном счете вырастить невоспитанного выскочку, который ни с кем не будет считаться.

НАС ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ

Для многих современных родителей важно не задавить бесконечными «помолчи», «посиди» и «успокойся» активность в своем ребенке. Правда, иногда за этой причиной родители скрывают свое бессилие — они просто отчаялись или ленятся прививать чаду нормы культуры общения.

— Если ребенку трудно сдерживаться, то надо приучать его к хорошим манерам не спеша и постепенно, хвалить его и поощрять за успехи, — рекомендует психолог.

Еще одна причина, по которой ребенок может отказаться соблюдать общественные правила игры, — дурное окружение. Наверняка и вам приходилось видеть, как подростки смеются над «правильными» мальчиками? Дети, которые вежливо разговаривают со взрослым и предпочитают пить из стакана, а не «из горла», зачастую становятся изгоями в дворовых компаниях.

Если не ограждать детей от подростковой масскультуры, которая всячески высмеивает этикет и дискредитирует его, то они окажутся перед достаточно сложным выбором: стать «своим парнем», но поступиться принципами, или не сломаться, и при этом потерять друзей, говорит психолог.

Безусловно, родители не могут вечно защищать чадо от негативного влияния — рано или поздно ребенку придется принимать решения самому.

Поэтому лучшим выходом было бы выработать в ребенке стойкость к такого рода манипуляциям. Но согласитесь, мало кто из подростков сможет дать некультурным сверстникам достойный отпор.

Да что там говорить о подростках? Даже взрослый человек проявит слабину, оказавшись, например, в криминальной среде.

Единственное, но непростое решение Татьяна Шишова видит в том, чтобы взрослые, наконец, перестали «прятать голову в песок». Нельзя заботиться только о своем ребенке, уверена психолог, необходимо думать о поколении в целом. Учителя могут влиять на ситуацию в классе, соседи в силах изменить ситуацию в доме, во дворе. «Просто не надо делать вид, что вас это не касается», — говорит психолог.

И правда, совсем несложно одернуть зарвавшегося юнца, оттолкнувшего от единственного свободного места в метро беременную женщину. Несложно погрозить пальцем маленькой неряхе, разбросавшей вокруг себя еду и салфетки в кафе. Несложно попросить компанию подростков не материться.

Сложно другое: встать с удобного кресла, когда рядом тот, кто больше нуждается в покое и комфорте, убрать за собой поднос на фудкорте супермаркета и остановить крепкое словцо, готовое вот-вот сорваться с языка.

УРОКИ ХОРОШИХ МАНЕР И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

XIII Венский бал в Гостином дворе. / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

ОБ АВТОРЕ

Мария Соколова - заместитель редактора отдела новостей. Увлекается спортом, интересуется модой, уверена: разыгрывать можно только друзей.

ДЕТИ ВЗЯЛИ КУРС НА УСПЕХ

Огромная люстра с массивными канделябрами горит даже утром из-за того, что громоздкие портьеры принципиально не пускают дневной свет в залу ресторана, где еженедельно проходят занятия по этикету для детей из обеспеченных семей. Будущие леди и джентльмены, как анемоны, должны созревать в стильном полумраке.

— Сейчас многие уже понимают, что хорошие манеры нужны современным детям, — уверена Лариса Эфрос, организатор курсов по этикету, которая подобно профессору Хиггинсу из «Пигмалиона» Бернарда Шоу превращает избалованных дочек «новых аристократов» в образованных «мисс Дулиттл».

Родители надеются, что после занятий их дети смогут найти общий язык с отпрысками европейских аристократов во время своего обучения в школах Туманного Альбиона.

А для этого нужен не только английский, но и этикет.

— Увы, многие русские дети не знают, что перед тем как сесть за стол, нужно сначала отодвинуть стул маме, — говорит Лариса. — А на вопрос how do you do? («как дела?») начинают выкладывать все свои проблемы: плохую погоду, больную кошкину лапу или недовольство расписанием занятий. Естественно, что англичане после опрокинувшегося на них информационного ушата говорят «оу» и отходят в сторонку.

Для того чтобы избежать презрительного возгласа в свой адрес, дети на занятиях учатся есть с ножом и вилкой, правильно отвечать на взрослые вопросы и ходить с книжкой на голове.

— Это чтобы осанка была, как у королевы, — объясняет Лариса восьмилетней Алине, придерживая томик Шекспира у нее на голове.

— А у меня и так с осанкой все в порядке, — заявляет сосед Алины, десятилетий Игорь Драцина. — Я с трех лет на подиуме! Игорь — серьезный молодой человек. Говорит, что ему больно видеть, как некоторые его ровесники ведут себя в ресторанах.

— Элементарно не умеют пользоваться приборами, — заявляет мальчик. Он явно гордится, что сам не повторяет таких ошибок.

Впрочем, Игорю этикет нужен совсем не для кокетства: у него в Англии учатся две сестры, к которым он надеется присоединиться в ближайшем будущем.

— Такие целеустремленные дети, как Игорь, ко мне на занятия приходят не всегда, — вздыхает Лариса. — Некоторые не желают «воспитываться».

Так, недавно я занималась с двумя девочками-подростками, которые всем видом мне демонстрировали, что занятия посещают только в угоду родителям: отворачивались, смеялись, переписывались по мобильному.

Общий язык Лариса с ними нашла, когда начала рассказывать, что надеть на свидание с английским бойфрендом.

Впрочем, несмотря на то что к чудесному превращению в аристократов готовы далеко не все наследники состоятельных родителей, роскошный обед из трех блюд, включенный в стоимость занятий, может, по словам преподавателя, примирить с этикетом даже самых ярых его антагонистов.

amp-next-page separator