Редакция «ВМ». В руках у Татьяны Харламовой — грамота в честь 55-летия трудовой деятельности / Фото: Анна Иванцова «Вечерняя Москва»

Телетайп и две копейки репортера

Общество
16 июля 55-летие трудовой деятельности отмечает старейший сотрудник «Вечерней Москвы» Татьяна Харламова. В газету Татьяна Николаевна пришла по распределению, после факультета журналистики МГУ. Работала репортером, вела рубрику «Аккредитован в СССР» в международном отделе - рассказывала о коллегах из социалистических стран, которые работали в Москве. Сегодня Татьяна Харламова занимает должность секретаря рекламной службы. В свободное от работы время пишет стихи, ведет домашнее хозяйство, много путешествует.О том, как сохранить верность одной газете больше полувека, с опытным журналистом поговорил корреспондент, делающий первые шаги в профессии.

- Татьяна Николаевна, чем работа репортера XX века отличалась от работы современных журналистов?

- Сложность работы заключалась в полном отсутствии техники. Будучи без компьютеров, мобильных телефонов и других благ цивилизации, мы ухитрялись работать хорошо и оперативно. Вся техника была – телефон-автомат и две копейки. Газета подписывалась днем, выходила вечером, поэтому со словами «вчера» или «на днях» материалы у нас не издавались. Только «сегодня». Это было правилом.

Например, у меня в практике была такая история. В Москве проходила венгерская выставка. У меня были друзья в пресс-центре и они мне потихонечку сказали: приезжает Эрне Рубик, чтобы проводить конкурс по скоростной сборке своего изобретения. Я к нему в первом часу ночи пришла в гостиницу (это было не просто в советские времена), сделала интервью. В начале шестого утра была уже в редакции, расшифровала, в номер поставили. Мы были первыми.

- Трудно ли вам было привыкнуть к новым технологиям?

- Они приходила постепенно, и поэтому привыкать не пришлось. Меня же не бросили из семидесятого года сразу в две тысячи пятнадцатый. Сначала появились телетайпы, копировальная техника, появились пейджеры, потом появились телефоны и все остальное, что используют для работы журналисты сегодня.

- Расскажите, как с корреспондентской работы вы решили перейти в рекламный отдел?

- Все началось в девяностые годы. Тогда, как вы знаете, страна переживала тяжелые времена. На тот момент, я уже двадцать лет работала в международном отделе репортером. Его закрыли, и мы с моим шефом придумали брать у иностранцев за деньги рекламу. Так был заложен «первый камень» в фундамент той рекламной службы, которая существует сейчас. Мы были очень богаты, потому что рекламой мало кто занимался. Сначала я работала в качестве руководителя службы, но потом, в связи с возрастом перешла на должность секретаря.

Каждый день, рано утром, пока в редакции еще никого нет, я тихонечко прихожу, занимаюсь бумажными делами, делаю финансовые и рекламные отчеты, заказываю инвентарь, канцелярские товары.

- В начале двухтысячных годов газета переживала непростые времена: ее тираж опускался до семи тысяч. Вы – одна из немногих, кто был с газетой и «до» и «после». Как этот период отразился на вашей профессиональной деятельности?

- Мы очень хорошо жили определенное время – во многом благодаря рекламе. В двухтысячных всё пошло на спад, денег не стало. Трудно приходилось не только нам: многие издания в этот период закрывались. Но мы все-таки выжили. Почему? Потому, что мы – «Вечерняя Москва», газета с исторической подоплекой, газета, к которой привыкли москвичи. Какие бы не были времена, постоянный читатель оставался с нами.

- Как вам удалось остаться верной газете?

- Когда я работала репортером, другие издания приглашали меня к себе. Нельзя сказать, что я знала заранее, что останусь работать в «Вечерней Москве» навсегда. Но каждый раз я оценивала все «за» и «против» и понимала, что работать именно в этой газете мне интереснее, чем где бы то ни было.

- Читаете ли вы «Вечернюю Москву»?

- Разумеется, это часть моей работы. Я каждый день расписываю все полосы, все учитываю. Что называется «от корки до корки». После главного редактора и выпускающего редактора я, наверное, – самый внимательный читатель.

amp-next-page separator