Мне не гореть на песке! Истребитель Як-3, подаренный Красной армии пчеловодом Ферапонтом Головатым, возвращен из США и занял почетное место в столичном музее

Общество
ЭКСКЛЮЗИВ «ВМ». 20 июля в строй боевой техники музея Вадима Задорожного встал именной самолет Як-3. Он стал легендой еще во время Великой Отечественной войны. Накануне журналисты «ВМ» приняли участие в его сборке.

Герой Великой Отечественной войны — боевой самолет Як-3 с надписью на борту: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!» и 14 красными звездочками на фюзеляже встречает нас без пропеллера и крыльев в ангаре выставочного зала Музея техники Вадима Задорожного. После долгих 24 лет музейщики США все-таки вернули советскую реликвию. Американская музейная пыль еще не стерта, но выглядит машина неплохо.

ПИСЬМО ВЕРХОВНОМУ

История этого Яка началась в 1944 году.

— Саратовский пчеловод Ферапонт Головатов передал местному авиазаводу 100 тысяч рублей на постройку военного самолета, — рассказывает главный инженер Музея техники Юрий Сазонов. — Он и обратился с письмом к Иосифу Сталину с просьбой «купить на заработанные всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции для Красной Армии».

[OBJ Автор видео: Валерий Бузовкин]

В письме Головатый попросил вручить машину своему земляку, известному летчику Борису Еремину. Это был уже второй крупный взнос для Красной армии от Головатого.

Ответ Верховного напечатали все центральные газеты Советского Союза: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. И. Сталин».

Именной подарок — самолет новой модификации Як-3 — оказался кстати: Борис Еремин летал на нем и бил врага до самого конца войны.

ЗАТЯНУВШАЯСЯ КОМАНДИРОВКА

— После войны легендарный самолет поместили в Московский музей ОКБ имени Яковлева, где он пробыл до 1991 года. Кстати, был на ходу, — рассказывает начальник экскурсионного отдела Алексей Меньшов. — Потом СССР развалился, ОКБ Яковлева заключило контракт с фирмой «Ганнел» об отправке трех Як-3 в Калифорнийский музей сроком на четыре года.

Среди них оказался и именной самолет Ферапонта Головатого. Четыре года заграничной командировки самолетов превратились в десятилетия.

— Мой боевой товарищ Борис Еремин переживал, что его Як не могли вернуть, — вспоминает летчик-истребитель Сергей Крамаренко. — Он обращался в разные инстанции, но так и не дождался этого момента, умер в 2005 году.

БОЛЬШЕ ЧЕМ ЭКСПОНАТ

Не стало боевого летчика, нет давно Ферапонта Головатого, но самолет все-таки вернулся на родину. Произошло это благодаря настойчивости Вадима Задорожного. В финансовые возвращения Яка Задорожный посвящать не стал: главное — результат.

— Спасибо ему и «Вечерке» за радостную новость, — сказал летчик-истребитель Сергей Макарович Крамаренко.

— Для меня этот самолет и вся техника музея не просто экспонаты. Многие из них можно сравнить с храмом, у которого враг сбил кресты. Проходит время, люди находят возможность восстановить храм, и он продолжает нести победу над разрухой, — уверен главный инженер музея Юрий Сазонов. — Помните, как у Высоцкого:

...Хранить — это делопочетное тоже,Удачу нести на крылеТаким, как при жизнимы были с Сережей,И в воздухе, и на земле.

* В заголовке использована строчка из песни Высоцкого «Як-истребитель»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вадим Задорожный, директор музея техники:

- Нелегко было вернуть на родину легендарный самолет, но все-таки нам удалось это сделать. Он занял достойное место в основной экспозиции музея. Планируем его отреставрировать и даже сделать действующим, как и многие экспонаты музея.

СПРАВКА

Як-3, советский одномоторный самолет-истребитель, прошел боевое крещение в июне 1943 года, во время операции «Цитадель» под Курском. Истребитель был сделан преимущественно из дерева, он был одним из самых легких во время Второй мировой войны. Дальность полета — 885 км, максимальная скорость около 650 км/ч. На Як-3 летали многие советские асы.

amp-next-page separator