Нанайцы в студии «Вечерней Москвы» / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Люди черной и белой земли

Общество
Мал золотник, да дорог — это и о них, нанайцах.

Нанайцы по статистике — один из самых малочисленных народов. На всей планете насчитывается всего 12 с небольшим тысяч представителей этого северного народа, часть которого проживает в Москве.

— Вопреки известной песне Кола Бельды про то, что верблюд хорошо, а олени лучше, нанайцы на них не ездят, — рассказал в эфире сетевого вещания «ВМ» этнограф и краевед Раиса Бельды. — Если следовать исторической правде, мы никогда не занимались оленеводством. Раньше передвигались на собачьих упряжках и лошадях, а сейчас освоили квадроциклы.

Если сегодня нанайцы пересели на современную технику, то одежду предпочитают традиционную.

— Джинсы при погоде минус 40 или минус 50 нам никак не подходят, — улыбаются участники программы.

Уклад нанайской семьи, которая также вопреки заблуждениям живет не в юрте, а в бревенчатых домах на каркасе, заключается в том, что мужчины занимаются сезонной охотой и рыболовством. А женщины, в прямом смысле слова, хранят домашний очаг. Например, кан — это целая система отопления жилища в виде глиняной лежанки, внутри которой проходит дымоход от печи.

— Нанайцы устраивают праздники, когда наступает «черная земля» или «белая земля». То есть в ноябре и феврале, когда мужчины отправляются на охоту или возвращаются с нее, — рассказывает Аксана Яр, представитель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера. — Само слово «нанай» состоит из «на» (земля), и «най» ( человек), что означает «человек земли».

amp-next-page separator