Елена Поленова. Иконописная мастерская XVI столетия (1887)

Копчушка с трещинкой

Общество
Нельзя представить себе московский дом XIX века без иконы. А иконы больше всего ценились старинные. Было бы удивительно, если бы на этой страсти никто не попытался нажиться. Бытописатель Евгений Иванов рассказывает в своих очерках, изданных под заглавием «Меткое московское слово», что фальсификаторы работали со знанием дела и старанием. На старой «чке» (доске) писали икону древнего образца, покрывали изображение копотью, сверху делали новый рисунок, тоже искусственно состаривали, затем третий и так далее.

Когда икона была готова, в уголке ее проскабливали до начального слоя. Коллекционер, поверивший, что перед ним образок, созданный не позднее XV века и с тех пор переживший не одну реставрацию, поручал продавцу расчистить икону до исходного рисунка.

Мошенник после каждого вскрытого слоя приносил икону заказчику и говорил: «Уж так хорошо, что жалко дальше чистить». Какие слова употребляли фальсификаторы икон?

Копчушка - новодельная икона, которую закоптили, чтобы выдать за старинную.

Мощевик - емкость с частицей мощей святого, вделанная в икону. Одного фальсификатора вывели на чистую воду, заказав ему икону с мощами святого Ильи. Тот выполнил заказ и был бит. Потому что Илья-пророк, согласно Писанию, был взят на небо живым, а значит, на земле его мощей обретаться не может.

Наводная трещина - трещина на искусственно состаренной иконе, процарапанная ножом или аккуратно подрисованная тонкой кистью.

amp-next-page separator