Собачья служба

Общество
В годы войны служить наравне с обычными солдатами были призваны 60 тысяч собак. «ВМ» решила вспомнить о тех верных друзьях, кто помог приблизить день окончания Второй мировой войны — 2 сентября 1945 года.

Это уникальная войсковая часть — 470-й учебный ордена Красной Звезды центр служебного собаководства Минобороны России. В центре, созданном в Москве в далеком 1924 году, собак готовили не только для войны. Здесь перед полетом в космос «тренировались» Белка и Стрелка, здесь на собаках начинались первые опыты советской трансплантологии, здесь, наконец, вывели породы, которыми до сих пор гордятся отечественные кинологи.

КИТЕЛЬ СТАЛИНА

…В 1941 году 18-летняя Дина Волкац ушла в армию добровольцем. На фронт сразу не послали. Ее направили в московскую Центральную школу служебного собаководства Красной армии учить воевать солдат и собак. Она обучала людей и псов подрывать вражеские танки и искать мины. Но в итоге девушку-лейтенанта направили на Калининский фронт — с овчаркой Джульбарсом.

Пес был очень худым, рыжим и на вид неказистым. Выбравшую его Дину командир спросил: «Хуже найти не удалось? По каким признакам вы ее выбрали?». Дина ответила: «По глазам».

В мае 1943 года лейтенанта Волкац назначили командиром взвода 37-го отдельного батальона разминирования (ОБР), которым командовал капитан Арон Мазовер. Военно-полевой роман закончился скорым браком и продлился любовью на всю долгую жизнь.

На дорогах войны батальон Мазовера оставлял трафареты: собачьи уши и цифра 37. Это был знак высшей степени безопасности передвижения: мин нет, проверено собаками. Лучшим бойцом 37-го ОБР был Джульбарс.

Нюх этого пса помог спасти заминированные фашистами могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве, разминировать дворцы Будапешта, замки Праги и соборы Вены. 21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден «человеческой» медалью «За боевые заслуги».

А на парад собаку не брали. В конце войны Джульбарс был ранен и не мог самостоятельно ходить.

Маршал Рокоссовский рассказал о псе-сапере Сталину. Иосиф Виссарионович сказал: «Пусть эту собаку пронесут на руках по Красной площади на моем кителе».

На сталинском поношенном кителе без погон майор Арон Мазовер и пронес Джульбарса мимо Мавзолея вслед за парадной «коробкой» солдат с собаками минно-разыскной службы.

ПОДОГРЕВ ПОЛОВ В "РОДДОМЕ"

Науке воевать сегодняшних солдат и их четвероногих питомцев учит подполковник запаса Владимир Федоров. В Афганистане он был представлен к званию Героя Советского Союза. На дорогах, которые прошел отряд обеспечения движения старшего лейтенанта Федорова, за два года не было ни одного подрыва. Владимир Александрович ввел в Центре служебного собаководства новый курс — сторожевой и разведывательной службы.

— Сторожевая собака обучена молчаливому оповещению о противнике, — рассказывает он.

Федоров окончил Военноинженерную академию. Тема диплома: «Применение собак в армейской контрнаступательной операции».

Он не знает, пригодились ли его научные разработки. В 1990-е в стране было сплошное отступление, и не до собак. Как и многие военные кинологи, он приносил в собачьи вольеры продукты из своего офицерского пайка. В рационе солдата 250 граммов мяса, в рационе служебной собаки — 400.

…В родильном отделении питомника «Красная Звезда» работают системы кондиционирования и подогрева полов. Начальник питомника капитан Алексей Оглезнев не видит в этом ничего сверхъестественного: «Щенки — это же дети!».

СПОСОБНЫ НА МНОГОЕ

Центр служебного собаководства Минобороны многократно переименовывался, его несколько раз пытались закрыть. В начале 1960-х войсковую часть «вытеснили» из разраставшейся Москвы. Командиру Григорию Медведеву кто-то шепнул о старом военном аэродроме в Дмитровском районе Подмосковья.

— В 1970-х об аэродроме вспомнили в Главном штабе ВВС, — рассказывает ветеран части майор в отставке Игорь Бегунов. — Позвонили нашему генералу, прилетим, мол, оценим перед приемкой обратно в лоно авиации. «Прилетайте», — сказал Медведев. А сам поднял состав по тревоге, и сутки напролет они на взлетке копали траншеи и строили доты и дзоты. Прилетели «летуны», покружились: какой здесь аэродром, натуральная собачья площадка...

С тем и улетели.

Окончательно и бесповоротно Центр хотели расформировать при Сердюкове.

К счастью, не успели — в Минобороны пришел Сергей Шойгу. Уникальную войсковую часть сохранили.

— После войны, когда шла борьба с фашистским бандподпольем в Прибалтике и на Западной Украине, собак здесь учили обнаруживать бандеровские схроны, — говорит подполковник Владимир Федоров.

Может быть, такая собачья служба пригодится и завтра.

ФАКТЫ

● Первыми слушателями школы военного служебного собаководства были охотники, имевшие опыт дрессировки животных. Преподавали им цирковые артисты и дрессировщики братья Дуровы.

● Служебная овчарка Джульбарс за годы войны обнаружила более 7 тысяч мин и 150 снарядов.

● Служебных собак из Афганистана вывозили в обязательном порядке: они тоже военнослужащие. Списанных псов солдатам разрешалось забирать с собой. Забирали многие саперы. А Геннадию Мотылькову, комиссованному с перебитыми на подрыве ногами, черную овчарку Амура привезли из Афганистана в Россию однополчане.

● В племенном питомнике «Красная Звезда» 470-го учебного центра служебного собаководства были выведены новые породы собак: черный терьер, московская сторожевая и водолаз.

amp-next-page separator