Дореволюционный рекламный плакат

Столичное пиво, 150 лет успеха

Общество
Разве не обидно, что, когда мы пьем хорошее пиво, нам неизвестны имена тех, кто, собственно, ублажил нас янтарным напитком в тяжелой запотевшей кружке? Страна должна знать своих героев!

Я назову с почтением двух из них. Один из крупнейших московских пивоваренных заводов основали и отладили в XIX веке московский купец 3-й гильдии Викентий Иванович Горшанов и Дмитрий Семенович Карнеев.

Начиналась, правда, пивоварня неброско. В 1860 году там трудилось всего около 30 рабочих, пива и меда (параллельное производство) продавали до 39 тысяч ведер. Но лиха беда начало! Пивоварня уже в 1861 году получила награду Санкт-Петербургской выставки русских мануфактурных произведений за портер, эль, пиво и мед. Но это не единственное признание качества отличного российского пива. Вот его награды: 1865-й — малая Серебряная медаль Московской мануфактурной выставки, 1869-й — право называться Придворными поставщиками, 1882-й — Золотая медаль Всероссийской промышленной выставки, 1882-й — Золотая медаль Европейского общества наук в Париже за создание высококачественных сортов пива, 1896-й — право изображать на вывесках и этикетках Государственный герб.

Кстати, когда пивзавод «Карнеев, Горшанов и Ко» удостоился чести стать придворным поставщиком пива во время пребывания императорского двора в Москве, ежедневно для свиты императора поставлялось 20 ведер пльзеньского пива. Чтобы повысить качество янтарного напитка и расширить рынок сбыта, в конце 70-х годов на завод в качестве главного пивовара пригласили чеха Богуслава Микласа. До переезда в Москву Миклас учился на лучших пивоварнях Германии и Богемии.

«Шаболовское пиво» под его присмотром быстро стало одним из лучших в Первопрестольной и получило ряд высших наград.

Его нельзя было спутать ни с чем — золотистый и ароматный напиток из светлого и карамельного солода, хмеля, кукурузы, риса — все это создавало насыщенный и яркий вкус с характерным хмелевым оттенком... В 1906 году завод произвел уже 1 миллион 219 тысяч ведер «Шаболовского».

Это ли не показатель истинно народной любви? А если умножить цифру на 10 литров (вместимость ведра. — «МВ»), станет очевидно: в Москве открылась целая новая река — пивная! На одной только Шаболовке варили пивко «Шаболовского завода №1», «Шаболовское черное № 3», «Венское», «Столовое», «Кабинетное», «Пильзенсое», «Черное бархатное», « Портер » , «Эль», «Царское», «Русское». Это теперь некоторые компании пиво просто нумеруют. И зря — название тоже придает вкус и аромат. А потом грянула революция. Во времена НЭПа, когда завод сменил хозяев, на этикетках уже значилось: Марков, Комаров и Ко Торгово-промышленное товарищество Шаболовского завода бывш. Карнеев, Горшанов и Ко. И хотя Ленин лично любил побаловаться пивком, Шаболовский завод при НЭПе национализировали и отдали Моссельпрому, воспетому Владимиром Маяковским. При НЭПе его арендовало Торгово-промышленное товарищество Шаболовского завода, действовавшего под фирмой «Марков, Комаров и Ко». А уже во время антиалкогольной кампании 1929–1930 годов завод и вовсе был переориентирован: на его базе создали кондитерскую фабрику «Ударница», и Шаболовский завод прекратил выпуск своей продукции навсегда.

Но ход истории не переломишь. Пиво — оно как легендарная птица феникс: всегда возрождается. И это справедливо!

КСТАТИ

Накануне Первой мировой войны по обще му объему производства пива среди регионов России лидировала Петербургская губерния, где отпуск пива с заводов по оптовым ценам составлял 13 192 646 руб., на втором месте — Московская губерния — 7 879 581 руб., затем — Лифляндская — 6 716 663 руб.

и Варшавская — 4 621 488 руб. В границах современной РФ табель о рангах в пивоварении выглядел следующим образом: Петербургская, Московская, Самарская, Казанская, Смоленская губернии.

amp-next-page separator