Эффект экономии достигается на всех этапах госзакупок, уверен глава департамента Геннадий Дегтев

Общество
Система госзаказа становится эффективной, открытой и понятной не только для крупных игроков рынка, но и для простых горожан, которые также могут участвовать в ряде аукционов. Значимые торги столица обсуждает на площадках с москвичами, привлекает экспертов и надзорные ведомства. О главных постулатах системы городского заказа российской столицы рассказал «ВМ» руководитель Департамента по конкурентной политике.

Москва заняла верхнюю строчку в национальном рейтинге прозрачности госзакупок. Столица дает возможность бизнесу участвовать в торгах. Вход на рынок городского заказа открыт для всех, кто готов честно конкурировать и исполнять условия контрактов.

Именно закупки сегодня в зоне особого внимания журналистов и общественных организаций. Прозрачность и открытость сегодня в цене и у представителей власти, уверен руководитель Департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев. «ВМ» пообщалась с главой ведомства и расспросила его об основных постулатах системы госзаказа.

- Геннадий Валентинович, как горожане могут оценить и проконтролировать эффективность выстроенной системы госзаказа?

- В обществе должно прорастать понимание сути государственного заказа. Тогда будет иметь смысл говорить об эффективном влиянии общественного контроля на закупочную деятельность. Убежден, он может оказывать реальное влияние на процесс закупок.

- А в чем состоит эффективность системы? Из чего складывается экономия бюджетных средств, которые тратятся на госзаказ?

- Сегодня для Москвы эффекты, которые приводят к реальной экономии бюджетных средств, сконцентрированы в плоскости планирования и межведомственного согласования процедур закупки. Общественный контроль является одним из инструментов. Но активность общественности, если брать во внимание комментарии по крупным процедурам на общероссийском сайте закупок, крайне низкая. Поэтому в Москве появился проект, благодаря которому обсуждение закупок параллельно режиму онлайн идет и в офлайн-формате.

- Расскажите подробнее, что это за проект?

- В декабре прошлого года мэр Москвы Сергей Собянин в одном из павильонов ВДНХ запустил проект «Биржа торгов». Его цель — в открытой и доступной форме рассказать жителям города о том, что закупает Москва, как формируются цена и условия контрактов, кто может претендовать на их заключение. У заказчиков, поставщиков и представителей экспертного сообщества есть возможность ведения диалога на этапе планирования закупки, высказывать свои опасения и предложения.

ЭКОНОМИЯ НА ВСЕХ ЭТАПАХ

- С начала года было сэкономлено более 90 миллиардов бюджетных рублей. За счет чего это удалось сделать?

- Экономия сложилась на нескольких этапах. Только на процедуре публичных торгов сэкономлено более 30 миллиардов рублей. Другая часть средств сэкономлена в ходе проверки обоснованности закупки. Мы проводили и экспертизу начальной максимальной цены контрактов. Нам удалось сэкономить порядка 40 миллиардов рублей.

- Почему так подчеркивается эффективность закупочного цикла?

- Мы проверяем, что орган исполнительной власти, то есть заказчик, хочет приобрести. Далее закупка попадает на общероссийский сайт. В ходе аукционов за счет конкуренции экономия составила около 11 процентов. Это более 30 миллиардов рублей. Из всех этих компонентов — планирование, межведомственное согласование обоснованности потребностей, экспертиза цен, экспертное заключение, непосредственно конкурсные процедуры, применение штрафов в случае некачественного выполнения работ — складывается экономия 32 процента.

РАЗУМНОСТЬ БИЗНЕСА — ЭТО ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

- Первоначальная стоимость контрактов снижается в ходе торгов. Не получается ли так, что хочется закупить дорогие и качественные товары и услуги, а предприниматели, существенно снижая стоимость, потом не могут выполнить взятые на себя обязательства?

- Приведу простой пример — закупка конкретного оборудования. Например, телефона. Его цена — 100 рублей. Но есть поставщик, готовый отдать его за 50 рублей. Телефон тот же, и его, конечно, приобретут за меньшую сумму. При этом купят ровно столько, сколько необходимо. Важная составляющая для бизнеса — конкуренция, возможность заявить о себе, получить договор в своем портфеле заказов.

И если предприниматель готов выполнять работы за другие деньги, сокращая в том числе и свои внутренние издержки, то, соответственно, он получит контракт. Мы стараемся в рамках мониторинга смотреть за серьезными снижениями цен. Законом регулируется, что если снижение на торгах составляет более 25 процентов начальной цены, то такому поставщику предлагается предоставить финансовое обеспечение заявки. Это накладывает на бизнес особые обязательства, чтобы он не заигрывался, а понимал, что если он делает работу за меньшие средства, то должен гарантировать исполнение договора.

- Как предотвратить неисполнение контракта?

- Только разумностью самого бизнеса, его владельца. Это вопрос ответственности перед самим собой: готов ли он выполнить условия договора. Если не готов, то у заказчика возникают издержки — ему приходится проводить новую процедуру. Заказчику вновь необходимо определять объем работ и ценовые характеристики лота.

Таким образом, издержки возникают у обеих сторон. Поэтому законодатель установил для бизнеса правило — если идете на столь серьезное снижение, то подкрепляйте это финансовыми гарантиями. И банк, выдавший за вас гарантию, несет консолидированную ответственность.

СТАНДАРТ КАК БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ

- Вы говорили о приведении конкурсной документации к единому стандарту. Эта мера позволяет бороться с коррупционными проявлениями?

- Более двух лет назад в нашей практике имел место случай, когда на конкурс подали заявки 29 компаний, а была в итоге допущена одна. Такого сейчас не происходит. Типовая документация — это самая что ни на есть антикоррупционная мера. В ней есть несколько разделов: требования законодательства, описание закупки, определение объемов и видов поставляемого товара. Подобный подход исключает возможность со стороны заказчика принимать необоснованные действия при допуске или недопуске конкретных организаций. Отдельно мы занимаемся разделом — «технические задания», где определяется, какие виды работы необходимо выполнить или какие мероприятия провести.

- Москва более года работает по контрактной системе. Этот опыт перенимают и другие регионы. Насколько он успешен?

- Моя позиция здесь очень простая — альтернативы контрактной системе нет. Здесь описан и действует весь жизненный цикл закупки — от момента возникновения потребности до заключения договора и, самое главное, исполнения обязательств. 94-й Федеральный закон вызывал нарекания. Он регулировал только процедурную часть закупки — от времени появления объявления на общероссийском сайте до заключения контракта по итогам всей формализованной процедуры. Контрактная система не только расширяет цикл, но и ведет закупку с момента возникновения потребностей до самой финальной точки — приема работ. И это изменение реально повлияло на бизнес. У предпринимателей повысилось доверие к системе.

- Но ведь не только новый 44-й Федеральный закон определяет суть системы?

-  У нас есть содержательное постановление — «О системе закупок города Москвы». Мы не дублировали закон, а пытались прописать особенности системы закупок столицы. Эти новации связаны с такими вопросами, как межведомственное согласование, экспертная организация по ценовым характеристикам конкретного лота, нормирование и централизация закупки. Те уточнения и предложения, которые были реализованы в документе, дают свои конкретные, в том числе и экономические эффекты для бюджета города с точки зрения расходования средств. Если бы проводимые процедуры были бы непонятны и недоступны, бизнес бы просто-напросто не пришел на торги.

ТВОРЧЕСТВО КАК АНТИКОРРУПЦИОННАЯ МЕРА

- В прошлом году было решено бороться с коррупцией с помощью социальной рекламы. На какой эффект рассчитывали?

- Проводя этот конкурс, мы хотели нять, кого эта проблема волнует, и лучить отклик творческих людей.Они бы могли эту болезненную ситуацию, связанную с коррупционными проявлениями в закупках, отобразить в форме плаката. На конкурсе увидели много неравнодушных людей — из 18 регионов России нам прислали работы.Это подтвердило, что тема борьбы с коррупцией социально заметна. Для этого люди готовы искать различные форматы.

- Геннадий Валентинович, в Москве действует еще одна антикоррупционная мера, как по мне, действенная: проверки на полиграфе для чиновников. Есть случаи отказа от тестирования на детекторе лжи?

- Примеры отказа от прохождения проверок на полиграфе есть. Но это единичные случаи, исключения из правила. Человек пишет нам соответствующее соглашение на прохождение тестирования. За время с момента введения этого новшества свыше четырех тысяч госслужащих уже прошли проверки. Полученную информацию мы отправляем руководителям. Те, кто не прошел проверки, не будут допущены к закупкам. Это наша однозначная позиция, и мы указываем ее в обращении к заказчику. Останется ли такой человек на государственной службе, решает его руководитель.

БЛИЦ

- С чего начинается ваш день?

- С зарядки и завтрака.

- Как проводите свободное время?

- Люблю гулять по Москве, особенно со своим внуком.

- Играете ли до сих пор в хоккей или предпочитаете другой вид спорта?

- Когда есть время, обязательно выхожу на лед.

- У вас есть любимый фильм?

- Он не один. С интересом всегда смотрю фильмы Карена Шахназарова. Особенно отметил бы его последнюю работу «Дорога на Берлин», где он выступает как автор проекта, генеральный продюсер и художественный руководитель.

И, пожалуй, к шедеврам отечественного кинематографа, который на протяжении многих лет не оставляет меня равнодушным, мультипликационный фильм Юрия Норштейна «Ежик в тумане». Философская лента, сильная по своей энергетике, не теряющая своей актуальности.

- Долгое время вы носили усы. Кто-то вам подсказал их сбрить?

- Никто не подсказывал и не заставлял. Мне просто показалось, что стоит походить без усов. Когда-то считал, что без усов неинтересно, а потом, не помню, как случилось, но решил иначе. С тех пор так и хожу.

ПЯТЬ КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ ВЕДОМСТВА

1. Реставрация старины

Четыре объекта культурного наследия перешли на льготную ставку по реализуемой Москвой программе «Один рубль за один квадратный метр» с начала 2015 года. На данный момент в программе участвуют еще 14 уникальных столичных объектов. Среди них усадьба Сытина, дом Беренса и флигель усадьбы Романовых.

2. Школы обеспечат охраной

Департамент стал организатором конкурсов на обеспечение школ охранными постами — торги пройдут уже 11 ноября. На 37 лотов поступило более 130 заявок от предпринимателей. Суммарная стартовая сумма закупки составляет 16,7 миллиарда рублей. Всего должно быть установлено 5074 поста, которые охватят 700 школ.

3. Покупаем квартиры на аукционе

Через аукцион департамент реализует квартиры, находящиеся в хозяйственном ведении Моссоцгарантии. Сегодня на торгах — 19 жилых помещений. Список объектов пополняется, информация доступна на Инвестиционном портале Москвы. Всего со второй половины 2014 года реализовано более 90 жилых помещений.

4. Школьников накормят

Департамент объявил 38 конкурсов с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания учащихся образовательных учреждений. Общая сумма контракта по лотам превышает 30 миллиардов рублей. Победители обеспечат организацию питания в школах и колледжах с 1 января 2016 по 30 июня 2017 года.

5. Трассу — Зеленограду

Департамент определил подрядчика на строительство уникального объекта — профессиональной лыже-роллерной трассы с освещением и инфраструктурой на территории Крюковского лесопарка. Подрядчику предстоит создать трассу, пригодную для использования в любое время года. Длина составит 5 километров.

СПРАВКА

Геннадий Дегтев родился 20 июля 1960 года. С 1991 года — супрефект района Лефортово. С 1997 года — глава управы района Лефортово. В 1998 году назначен на должность зампредседателя Кабмина, министром промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики. С 2000 года — префект Центрального округа. В 2004-м стал председателем Комитета Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов. С 2006-го по настоящее время — глава Департамента по конкурентной политике.

ЦИФРА

3,8 миллиарда рублей принесли в бюджет города земельно-имущественные торги за 9 месяцев 2015 года.

2,7 миллиарда приходится на электронные аукционы по приватизации столичного имущества.

ОБ АВТОРЕ

Василиса Чернявская - специальный корреспондент «ВМ». Любит поговорить с чиновниками по душам в формате интервью.

amp-next-page separator