Водку придумали ленивые чиновники, а не Менделеев
Как увидел тему мероприятия — сразу возникли ассоциации с лектором из фильма «Карнавальная ночь», рассуждающим о том, есть ли жизнь на Марсе. А аудитория представлялась в образе троицы самогонщиков. Особенно ярким был образ Вицина: «Тебе неинтересно — не мешай! Я записываю!» Да и фамилия лектора соответствующая — Брагин.
Наверняка псевдоним… Однако картина моему взору предстала кардинально иная.
В небольшом зале ресторана импозантный, плотного сложения лектор с аккуратной бородкой и в бабочке, абсолютно не похожий на героя Сергея Филиппова, демонстрирует на экране документы и чертежи.
Кстати, Брагин — настоящая фамилия авторитетного историка алкоголя.
Слушателей собралось больше, чем обычных посетителей ресторана. Человек 70 пришло, а мест за столами было только 30. Сначала добавляли стулья, а потом отодвинули шторы, отделявшие зал, дабы вместить уже всех желающих. Публика собралась самая обычная. И каково было всеобщее удивление, когда выяснилось, что почти все, что присутствующие до этого знали о водке, — мифы.
Один из них: водку в нынешнем виде как 40-градусный напиток из спирта и воды в России пили веками. На самом деле такой водке всего лишь 120 лет. До этого пили хлебное вино — продукт перегонки, а попросту — самогон. Водкой же называли то же самое хлебное вино, но уже с добавками.
И, кстати, Менделеев никакого отношения к изобретению водки не имеет. Дмитрий Иванович действительно проводил опыты по соединению спирта с водой. Но с чисто экономической целью. Спирт ему нужен был для опытов, но стоил он бешеных денег: 60 тысяч сегодняшних рублей за литр! Надо было получить жидкость, схожую по качеству со спиртом, но дешевле. Вот он и разбавил. А то, что сегодняшняя водка тоже имеет крепость 40 градусов, так то заслуга... чиновников! Крепость хлебного вина составляла 38,5%, а министерство финансов, дабы легче было начислять налоги на алкоголь, округлило это значение до 40...
Не знаю, пригодятся ли мне эти знания в жизни, но блеснуть при случае — смогу.